Оглавление
А. Вишняускас
Литва, г. Вильнюс
О новой концепции новой истории
Деление всей мировой истории на древнюю,
средневековую и новую появилось в ХVII в. как раз
для учебных целей. Немец Х. Келлер, более известный
под своим латинизированным именем Christoph
Cellarius, ввел такое деление в своих учебниках по
универсальной истории, но теоретически его не
обосновал. Эту трехчленную схему потом многие
переняли и попытались концептуализировать. В
Советском Союзе ее связывали с теорией
общественно-экономических формаций. Новое время было
«привязано» к революциям, по ним оно делилось на
первый и второй периоды. В советской учебной
литературе неоднократно подчеркивалось, что изучение
истории Нового времени помогает воспитанию в
коммунистическом духе, глубокому освоению
закономерностей развития и в т. ч. загнивания
капитализма и т. п. Естественно, в наше время этот
идеологический налет легче всего было отбросить.
Однако прежние хронологические рамки настолько
вжились, что сохранились в литовских школьных
учебниках, изданных в 90-е гг.
В 1997 г. появились признаки новых подходов к
периодизации в литовских учебных планах и школьных
учебниках. А в 1999 г. в новом школьном учебнике для
8-го класса вернулись к довоенной традиции считать
началом Новой истории конец XV – начало XVI в. [4].
Сейчас такое разграничение между Средневековьем и
Новым временем преобладает в литовских учебниках. Но
похоже, это можно наблюдать и в некоторых
современных российских учебниках.
Так, в 1999 г. вышел учебник для 7-го класса,
выпущенный издательством «Центр гуманитарного
образования» [1]. Здесь можно прочесть следующее: «В
современной науке понятие «Новая история», или
«Новое время», относится к периоду, охватывающему
время с конца ХV до начала ХХ века» [1, 7].
Оказывается, Новая история имеет не только начало,
но и конец: традиционно Новое время считалось
незаконченным периодом истории. В начале XX в. эта
традиция продолжалась. Но стоит ли ее продолжать в
начале ХХI в.?
То же издательство в том же году выпустило учебник
А. А. Кредера, в котором отмечалось, что Новейшая
история «является частью Новой истории» [2]. А так
как Новейшая история «это история, у которой нет
конца» [2, 5], то читателю нетрудно сделать
соответствующий вывод. Следовательно, в 7-м классе
учат, что Новая история закончилась, а в 9-м дают
понять, что она продолжается. Подобные противоречия
можно обнаружить и в других российских, да и не
только российских, учебниках.
Выделение периода всемирной истории примерно с конца
ХV в. до начала ХХ в. имеет определенный смысл. В
1904 г. Х. Д. Макиндер в британском научном журнале
«The Geographical Journal» опубликовал свой доклад о
географической оси истории. Ее вышеобозначенный
период отмечался как «эпоха Колумба», в которой
произошло овладевание «единым и протяженным
океаном». Начало XX в. квалифицировалось Х. Д.
Макиндером соответственно как конец великой
исторической эпохи. Если продлить этот период до
конца Первой мировой войны, а современные литовские
школьные учебники по Новой истории обычно и
заканчиваются событиями 1918 г., то выделение такого
периода достаточно логично. Ведь конец первой
всемирной войны решила заморская держава, т. е. США,
своим вступлением в пользу Антанты.
В течение четырех столетий европейцы сделали великие
географические открытия, завоевали другие материки и
навязали миру свои правила игры. Но русско-японская
война 1904–1905 гг. закончилась поражением
Российской империи. А Первая мировая война,
начавшаяся в Европе, положила конец всемирному
превосходству европейцев. Мир вступил в новую эпоху,
которую можно изложить в учебнике, охватывающем
период с 1914 г. (1918 г.) до наших дней. Однако
попытка концептуально связать эту схему с Новой и
Новейшей историей вызывает ряд проблем, и пусть их
решением занимаются сами авторы, полагающие, что
Новая история закончилась в начале ХХ в. или в 1914
г., или в 1917 г., а может быть, в 1918 г.
В мире нет общепринятой периодизации всемирной
истории и вряд ли будет. Существуют разные
концепции, притом обоснованные. Но когда приходится
читать о восьми больших эпохах глобальной истории в
американских учебниках или о других довольно сложных
схемах, возникают сомнения. Периодизация должна быть
простой и понятной для учащихся. Именно такой
является разработанная мною концепция, выделяющая из
всемирной истории период с середины ХV в. до конца
ХХ в. Ее можно определить как эру книги, эру
печатного слова. Во времена Гутенберга появилось
книгопечатание, которое наложило свой отпечаток на
весь ход мирового развития. А в конце ХХ в.
компьютерная техника, Интернет и новые
коммуникационные технологии создали предпосылки
нового развития в глобальном масштабе.
Предлагаемый подход к началу Нового времени хорошо
согласуется с традицией Х. Келлера, который середину
ХV в., а именно падение Константинополя в 1453 г.,
считал концом средних веков. И основные немецкие
энциклопедии сравнительно недавно отказались от
ранее выдвигаемого рубежа (конец ХV – начало XVI в.)
и начали выделять середину ХV в. в качестве рубежа,
разделяющего «Mittelalter» и «Neuzeit». Более
подробные рассуждения по этим проблемам изложены в
книге автора этой статьи.
Нетрудно заметить, что в последнее время усилились
дискуссии о генеральной периодизации всемирной
истории. Этому способствовало наступление нового
тысячелетия, современные процессы глобализации и
некоторые другие причины. Что касается обозначения
всемирной эпохи наших дней, то можно найти такие ее
определения, как информационный век, дигитальный
век, век знаний и т. п. Но концептуализировать эту
новейшую эру в развитии человечества будет гораздо
удобнее историкам будущих поколений.
1. Жарова Л. Н., Мишина И. А. Новая
история. Учебник для 7 класса основной школы. М.,
1999.
2. Кредер А. А.. Новейшая история зарубежных стран
1914–1917. Учебник для 9 класса основной школы. 2-е
изд., доп. и испр. М., 1999.
3. Vyšniauskas A.. Istorijos studijų modernizavimas
informacijos amžiuje. Naujoji paradigma praktikams.
Vilnius, 2002.
4. Jokimaitis R., Kasperavičius A., Manelis E.,
Stukienė B.. Pasaulio ir Lietuvos istorija. VI–XVIII
amžiai. Vilnius, 1999.
|