В летний период кафедра источниковедения Белорусского государственного университета организует прохождение практик студентами 2 и 3 курса специальности «Документоведение (по направлениям)» и 2 курса специальности «Историко-архивоведение».
Сроки проведения практики:
- 2 курс, специальность «Историко-архивоведение»: 04.07. – 17.07.2013
- 2 курс, специальность «Документоведение» (по направлениям): 04.07. – 19.07.2013
- 3 курс, специальность «Документоведение (по направлениям)»: 04.07. – 24.07.2013
Прохождение практики является обязательной составляющей подготовки специалиста. Студенты проходят практику в организациях в соответствии с приказом ректора БГУ о проведении практики. Заявки организаций о направлении студентов на практику заполняются в электронной форме на сайте исторического факультета, либо высылаются в виде письма на бланке организации на адрес исторического факультета. Заявки принимаются к рассмотрению до 1 мая 2013 г. Макет приказа с указанием распределения студентов по местам прохождения практики размещается на сайте исторического факультета БГУ и информационном стенде кафедры источниковедения. Изменение сроков и места прохождения практики возможно только с разрешения декана факультета по согласованию с руководителем практики от кафедры. Для изменения сроков и места прохождения практики студенту необходимо до 1 мая 2013 г. представить руководителю практики письменное заявление на имя декана факультета с изложением оснований для изменений.
Цели, задачи и содержание практики.
2 курс, специальность «Историко-архивоведение», вид: учебная архивно-информационная практика.
Цель практики – приобрести навыки работы по составлению электронных каталогов документов архивов, поисково-информационных систем, составление электронных вариантов архивных описей и научно-справочного аппарата к ним. Студенты должны получить представление об организации документального обеспечения управления в министерствах и организациях, а также познакомиться с источниками комплектования госархивов. Изучаются основные принципы комплектования архивов. Обеспечивается предварительное ознакомление с составом архива, порядком приема и обеспечения сохранности документов.
Практика студентов проводится в органах и организациях государственного управления, учреждениях образования, научно-исследовательских институтах, архивах и других объектах, соответствующих профилю подготовки по специальности «Историко-архивоведение».
Учебная архивно-информационная практика включает:
• ознакомление с системой учета, проверки наличия документов архива и их состояния, комплектованием как одной из основных функций деятельности госархива;
• ознакомление и изучение структуры и функций делопроизводственной службы;
• ознакомление и изучение технологий обработки документации на компьютере
• ознакомление с работой по составлению электронных вариантов архивных описей и научно-справочного аппарата к ним;
• ознакомление с работой по составлению электронных каталогов документов архивов и поисково-информационных систем.
2 курс, специальность «Документоведение (по направлениям)», вид: учебная информационная практика.
Целью информационной практики является закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе обучения, по решению будущих профессиональных задач с помощью средств вычислительной техники и информационных технологий.
Задачами проведения информационной практики является: подготовка студентов к осознанному и углубленному практическому изучению учебных дисциплин; закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных на 1-м и 2-м курсах по дисциплинам направления «информатика». Особое внимание обращается на степень автоматизации процессов документационного обеспечения управления в организации (наличие ПК на рабочих местах, использование сетевых технологий, специализированного программного обеспечения).
Учебная практика студентов проводится в органах и организациях государственного управления, учреждениях образования, научно-исследовательских институтах, архивах и других объектах, соответствующих профилю подготовки по специальности «Документоведение (по направлениям)».
При подготовке и планировании заданий к практике необходимо учитывать особенности обучения студентов по специальности «Документоведение (по направлениям)». В связи с этим учебная информационная практика включает:
• изучение работы организаций и структурных подразделений различных типов в условиях автоматизации;
• изучение нормативно-методических документов организации, регламентирующих ее деятельность в условиях применения информационных технологий;
• изучение и анализ опыта внедрения и использования информационных технологий, в т.ч. автоматизированных систем документационного обеспечения управления (АС ДОУ);
• ознакомление с информационными процессами в организации, применяемыми информационными компьютерными технологиями;
• ознакомление и изучение технологий обработки документации на компьютере;
• активное участие в работе организации/предприятия по автоматизации документационного обеспечения управления.
3 курс, специальность «Документоведение» (по направлениям), вид: учебная архивно-делопроизводственная практика.
Цель практики – изучение документирования деятельности организации (учреждения), организации документооборота, порядка передачи документов на архивное хранение. Применяя знания, полученные в процессе изучения курса «Документоведение» и прохождения учебной практики, студенты выявляют системы документации, используемые в организации, и основные виды документов, которыми оформляются различные функции. Отмечается правильность оформления документов и их особенности, проводится оценка схемы документооборота организации и ее различных характеристик; Студент под руководством специалистов должен научиться основам проведения экспертизы ценности и отбора документов для архивного хранения с оформлением результатов, участвовать в составлении описей, в проведении работы по обеспечению сохранности документов архива организации, познакомиться с существующей в архиве системой научно-справочного аппарата, принимать участие в ее разработке и усовершенствовании.
Задачи практики:
• ознакомление с историей, структурой, функциями организации, службой документационного обеспечения управления;
• изучение работы с документами в структурных подразделениях, рассмотрение схемы документооборота организации;
• рассмотрение номенклатуры дел, определение cуществующих в организации систем документации;
• изучение положения и инструкции по делопроизводству организации, ознакомление с порядком оформления документов;
• определение уровня технической оснащенности процессов документирования, оценка технических и программных средств, используемых для изготовления документов, передачи информации, степени оснащенности рабочих мест сотрудников организации и службы делопроизводства компьютерами, организационной техникой и средствами связи;
• изучение порядка проведения экспертизы дел, их научно-технической обработки при передаче в архив;
• ознакомление с работой архива (организации, ведомственного), мероприятиями по обеспечению сохранности документов, составлению описей и др. видов научно-справочного аппарата.
Практика студентов проводится в органах и учреждениях государственного управления, учреждениях образования, научно-исследовательских институтах, архивах; допускается прохождение практики в организациях и на предприятиях негосударственной формы собственности и других объектах, соответствующих профилю подготовки по специальности «Документоведение и информационное обеспечение управления». Структурным подразделением, в составе которого проходит практика является служба документационного обеспечения управления организации или иная ее структурная единица выполняющая функции данной службы.
Учебная архивно-делопроизводственная практика включает:
• изучение технологии и организации производства, участие студентов в инновациях;
• приобретение студентами производственных навыков по специальности и осуществление других видов практической деятельности, предусмотренных программой производственной практики;
• подготовка письменного отчета
• сдача студентами дифференцированного зачета по производственной практике;
• чтение лекций и проведение консультаций со студентами-практикантами и иные мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных в процессе обучения.