ПОЛОЖЕНИЕ
об Учебно-методической комиссии
исторического факультета БГУ
Утверждено:
Решением Учебно-методической комиссии исторического факультета БГУ от 10 декабря 2019 г., протокол № 6
Cоветом исторического факультета БГУ
18 декабря 2019 г., протокол № 3.
1. Преамбула
В условиях реализации компетентностного подхода, который предоставляет возможность готовить конкурентоспособных на рынке труда, мобильных, инициативных профессионалов, максимально учитывая спрос и интересы работодателей, в образовательном процессе высшей школы складывается новая концепция характера образования. Цель современного учебного процесса заключается не только в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, но и в гармоничном развитии личности студентов через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации, формирования способности к постоянному, непрерывному самообразованию, творческому применению знаний на практике. С учетом этого и разработано настоящее Положение.
1. Учебно-методическая комиссия в своей деятельности руководствуется: Кодексом Республики Беларусь об образовании, решениями Совета Министров Республики Беларусь по вопросам высшей школы; нормативными правовыми актами, определяющими регламент высшей школы; приказами, указаниями и решениями коллегии Министерства образования Республики Беларусь; Уставом БГУ; политикой и стандартами БГУ в области качества, приказами и распоряжениями ректора БГУ; решениями и рекомендациями Ученого Совета БГУ; решениями Научно-методического совета БГУ; решениями деканата исторического факультета БГУ; решениями и рекомендациями Совета исторического факультета БГУ; настоящим Положением.
2. Общие положения
2.1. Учебно-методическая комиссия (далее – УМК) исторического факультета является коллегиальным совещательным органом, деятельность которого направлена на повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
2.2. УМК исторического факультета взаимодействует с Научно-методическим Советом БГУ, Главным управлением образовательной деятельности, Учебно-методической лабораторией инноваций в образовании, Советом факультета, деканатом, кафедрами, УМК других факультетов и другими структурами учреждения высшего образования (УВО).
2.3. УМК исторического факультета подчиняется Совету факультета.
2.4. УМК исторического факультета способствует актуализации, повышению результативности системы менеджмента качества, разработанной в соответствии с требованиями ISO 9001-2015, стандартами:
– СТУ ОП 6-01-2018 Стратегическое планирование;
– СТУ ДП 9.3/10.3-01-01-2018 Анализ СМК со стороны руководства и улучшения;
– СТУ-ДП-6.1-01-2018-Менеджмент рисков и возможностей;
– СТУ ОП 7.2-01-2018 Учебно-методическое обеспечение;
– СТУ ДП 7.5-01-2018 Документационное обеспечение;
– СТУ ОП 7.1.3-02-2019 Инфраструктура;
– СТУ ДП 8.2-01-02-2019 Работа с заказчиками и трудоустройство;
– СТУ ОП 8.4-01-01-2018 Прием в университет;
– СТУ ОП 8.3-01-01-2018 Проектирование образовательных программ и планирование образовательных процессов;
– СТУ ОП 8.5-01-01-2018 Подготовка специалистов на первой ступени высшего образования;
– СТУ ОП 8.5-02-01-2018 Подготовка магистров на второй ступени высшего образования;
– СТУ ОП 8.5-03-01-2018 Подготовка научных кадров высшей квалификации;
– СТУ ОП 8.5-04-01-2018 Переподготовка и повышение квалификации кадров;
– СТУ ОП 8.5-05-01-2018 Научная деятельность. Научно-производственная и инновационная деятельность;
– СТУ ОП 8.5-06-02-2019 Довузовская подготовка;
– СТУ ОП 8.5-07-01-2018 Воспитательная работа;
– СТУ ОП 8.5-08-01-2018 Международная деятельность
– СТУ ДП 9.1-01-2018 Мониторинг и измерение процессов;
– СТУ ДП 9.2-01-2018 Внутренний аудит;
– СТУ ДП 10.2-01-01-2018 Несоответствия и корректирующие действия.
3. Цель, задачи и функции Учебно-методической комиссии
исторического факультета
3.1. Учебно-методическая комиссия создается с целью улучшения качества и эффективности учебного процесса, совершенствования подготовки специалистов с высшим историческим образованием с учетом комплексной программы развития БГУ, системы менеджмента качества, разработанной в соответствии с требованиями ISO 9001-2015, стандартами БГУ.
3.2. Основными задачами и функциями Учебно-методической комиссии исторического факультета являются:
– участие в определении основных направлений методической работы на факультете;
– участие в анализе действующих стандартов по специальностям первой ступени высшего образования («История (по направлениям)», «Историко-архивоведение», «Музееведение и охрана памятников истории и культуры (по направлениям)», «Документоведение (по направлениям)») и магистратуры; учебных планов УВО и рабочих учебных планов, разработке рекомендаций по совершенствованию их структуры и содержания;
– анализ типовых учебных программ по учебным дисциплинам государственного компонента и компонента УВО для первой и второй ступени получения высшего образования, выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры и содержания;
– анализ использования электронных образовательных курсов на образовательном портале, выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры;
– участие в разработке рекомендаций по основным вопросам организации учебного процесса:
• планирование, организация самостоятельной работы студентов;
• составление графика контроля самостоятельной работы студентов;
• подготовка курсовых и дипломных работ;
• анализ и утверждение тем дипломных и магистерских работ;
• организация учебной и производственной практик;
• внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс;
• выработка рекомендаций по использованию форм организации учебного процесса и контроля качества учебно-воспитательного процесса;
• рекомендация к публикации учебных изданий;
• подготовка и проведение на факультете научно-методические конференций, семинаров, дискуссий, совещаний и т. п.;
• изучение и обобщение передового опыта учебно-методической работы факультетов БГУ, кафедр исторического факультета;
• поддержка внедрения в практику работы исторического факультета достижений педагогической науки по оптимизации учебно-воспитательного процесса;
• участие в координации учебно-методической работы кафедр исторического факультета;
• отчет на заседаниях Совета исторического факультета о проделанной работе.
4. Порядок формирования и структура Учебно-методической комиссии исторического факультета
4.1. Учебно-методическая комиссия состоит из Председателя и членов Учебно-методической комиссии.
Количественный и персональный состав Учебно-методической комиссии утверждается Советом исторического факультета сроком на пять лет, в течение которых возможны изменения его количественного и качественного состава по степени необходимости и по инициативе кафедр, деканата, Совета факультета.
4.2. В состав Учебно-методической комиссии включаются по одному представителю от каждой кафедры факультета. Членами Учебно-методической комиссии могут быть заместители декана, заведующие кафедрами, наиболее квалифицированные преподаватели, имеющие ученые степени и звания, заведующие учебными кабинетами, методисты с опытом учебной и научно-методической работы, а также представители студенческих организаций.
4.3. Работой УМК исторического факультета руководит избираемый Советом факультета председатель, обладающий опытом учебной и научно-методической работы в высшей школе.
4.4. Председатель Учебно-методической комиссии факультета является членом деканата.
4.5. Из числа членов УМК исторического факультета избирается заместитель председателя, который в отсутствие последнего руководит работой комиссии, и секретарь, который ведет документацию.
4.6. Для более оперативного решения актуальных вопросов Учебно-методическая комиссия может создавать, по мере необходимости, временные группы по основным направлениям деятельности с привлечением для работы в них преподавателей, не входящих в состав Учебно-методической комиссии. УМК определяет руководителей этих групп.
4.7. УМК организует свою работу в соответствии с разработанным планом УМК, утвержденным деканатом или Советом факультета.
4.8. УМК проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 месяца и оформляет их протоколами.
4.9. Решения и рекомендации УМК принимаются открытым голосованием простым большинством голосов и вносятся в протокол заседания.
4.10. УМК ведет следующую обязательную документацию:
– план работы УМК на учебный год;
– протоколы заседаний УМК;
– отчет УМК за учебный год.
5. Права и обязанности членов Учебно-методической комиссии исторического факультета
5.1. Члены УМК имеют право:
– получать необходимую информацию от кафедр, деканата, библиотеки по вопросам, решаемым Учебно-методической комиссией;
– выносить на обсуждение Учебно-методической комиссии вопросы и предложения, направленные на повышение качества подготовки специалистов на уровнях первой и второй ступеней высшего образования;
– выносить на обсуждение деканата и Совета исторического факультета проблемы, связанные с перспективным развитием высшего исторического образования;
– по решению Учебно-методической комиссии посещать лекции, семинары и другие виды учебных занятий для определения качества научно-теоретического и методического уровня преподавания;
– проходить повышение квалификации в научно-методических центрах Республики Беларусь;
– на Совете исторического факультета выражать особое мнение по принятым решениям.
5.2. Члены УМК обязаны:
– творчески и в установленные сроки выполнять поручения УМК;
– посещать все заседания комиссии и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов;
– доводить решения УМК коллективам кафедр, интересы которых они представляют.
5.2. Председатель и члены Учебно-методической комиссии в соответствующем разделе в индивидуальных планах работы преподавателя отражают работу в составе Учебно-методической комиссии.