Информационное обеспечение исторического образования
Информационное обеспечение исторического образования: Сб. ст. / Под ред. В.Н. Сидорцова, А.Н. Нечухрина, Е.Н. Балыкиной - Минск: БГУ; Гродно: ГрГУ, 2003. - 194 с. (Педагогические аспекты исторической информатики; Вып. 3)
ISBN 958-445-159-3
ISBN 985-417-432-8
В сборник вошли материалы, отражающие современный уровень и перспективы преподавания исторической информатики, использования информационных технологий в обучении историческим дисциплинам, компьютеризации школьного исторического образования.
Предназначен для преподавателей исторических дисциплин высших и средних учебных заведений, исследователей отечественной и всеобщей истории.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакции
Раздел I. Обучение исторической информатике
Миницкий Н. И.
Методологические аспекты информатизации исторического знания (перевод научного знания в образовательное)
Шендерюк М. Г.
Опыт преподавания курса «Математические методы в исторических исследованиях»
Васильев В. П.
Элементы высшей математики и информатики в учебных планах гуманитарных специальностей
Штыров А. В.
Цели и способы изучения дисциплин «Математика и информатика» и «Информационные технологии в образовании»
Попова Е. Э.
Технология обучения информатике и информационным технологиям как педагогическая система n-уровня
Святец Ю. А.
Deus ex machine или экономика дидактического процесса исторической информатики
Петрушина Т. С., Рабцевич Т. И.
К вопросу об особенностях преподавания информатики студентам гуманитарных специальностей
Перевертень В. А.
Методическое обоснование и реализация лекции-презентации «Организация информации для исторических исследований»
Сидорцов В. Н., Абрамович С. М.
О квалиметрическом подходе к оценке качества на основе целевой функции
Колеснёва О. В.
Опыт преподавания курса «Историческая информатика» в Могилевском государственном университете
Стрикелева К. А., Стрикелева Л. В., Стрикелев Д. А.
Об особенностях разработки мультимедийных учебников гуманитарной направленности (на примере курса «теория и методология дизайна»)
Раздел II. Информационные технологии в преподавании исторических дисциплин
Оськин А. Ф.
Ассоциативные графические модели учебных курсов
Оськин А. Ф., Оськин Д. А.
MindManager — инструмент для создания ассоциативных графических моделей учебных курсов по историческим дисциплинам
Балыкина Е. Н.
Подходы к проектированию компьютерных тестов учебных достижений по историческим дисциплинам
Бузун Д. Н.
Компьютерные дидактические тесты: оценка качества
Кульд Э. И.
Применение FLASH-технологии для создания обучающих комплексов
Сибиряков И. В.
Интернет и историческое образование
Владимиров В. Н.
Научно-образовательные ресурсы по истории в классических университетах России
Бородкин Л. И., Гарскова И. М.
Интернет-ресурсы для изучения истории России XIX—XX вв.
Лукиных Т. Н., Можаева Г. В., Рожнева Ж. А.
Ресурсы сети Интернет: к проблеме источниковедческого описания
Можаева Г. В.
Интернет для историков: опыт создания специализированного научно-образовательного портала
Джалиашвили З. О., Кириллов А. В.
Дистанционное обучение: каким оно должно быть
Сидориов В. Н.
Форум как форма интерактивного общения в среде дистанционного обучения
Полевой Н. А.
Опыт использования обучающих программ для организации контроля знаний по историческим дисциплинам
Сергеенкова В. В.
Управляемая самостоятельная работа студентов на основе электронного учебно-методического комплекса «История России: 1856–1917 гг.»
Каун С. Б.
Опыт использования количественных методов и информационных технологий в преподавании источниковедения и дипломатики на историческом факультете БГУ
Берейшик Л. В.
Использование возможностей сетевых технологий в преподавании музееведческих дисциплин
Вихрев В. В.
О метафоре когнитивного пространства и электронном учебнике по истории
Федоров И. О., Грасевич И. В., Кравчик В. И.
Создание электронного учебного пособия «Этнография Беларуси» (из опыта работы)
Можаева Г. В.
Принципы классификации электронных учебных изданий
Раздел III. Компьютеризация школьного образования
Варковец О. В.
Возможности и перспективы компьютеризированного преподавания истории в школе
Лозицкий В. Л.
Некоторые аспекты использования авторской компьютерной учебной программы по национальной истории «Бакалавр»
Джалиашвили З. О., Мартынихин А. В.
Телетестинг — современная технология дистанционного рейтингового контроля знаний
Матвейчик Д. Ч.
Задачи по истории: типологизация, возможности компьютеризации
Панов С. В.
Научно-методические аспекты педагогического тестирования учащихся базовой школы
Приложения
Шайков В. И., Зайцева О. В.
Учебный план специализации по исторической информатике в Полоцком государственном университете
Носевич В. Л.
Компьютерные модели в обучении студентов-историков
Гужаловский А. А., Здасюк Н. М.
Программа курса «Организация и планирование использования информационных технологий в музее» как средство изучения музейного фонда
Юмашева Ю. Ю.
Правовые аспекты электронных публикаций (Программа спецкурса и спецсеминара)
Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ
Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: Сб. ст. / Под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной - Мн.: БГУ, 1999. - 223 с. (Педагогические аспекты исторической информатики; Вып. 1)
ISBN 958-445-159-3
В сборник вошли материалы, освещающие вопросы реализации исторической информатики как учебной дисциплины, опыт компьютеризации обучения истории, внедрений современных информационных технологий в историческое образование стран СНГ. Предназначен для преподавателей исторических дисциплин высших и средних учебных заведений, исследователей отечественной и всеобщей истории.
От редакции
I. Историческая информатика как учебная дисциплина
Л. И. Бородкин
Информационные технологии и математические методы для историков: опыт преподавания в МГУ
Л. В. Берейшик, И. Н. Степина, Ю. Г. Степин
Использование современных информационных технологий в преподавании курса исторической информатики в Гродненском госуниверситете
В. Н. Владимиров
Преподавая историческую информатику...
Н. И. Миницкий
Психолого-педагогические аспекты исторической информатики: когнитивно-дидактические модели и процессы
Ю. А. Святец
Историческая информатика на историческом факультете Днепропетровского госуниверситета
В. Н. Сидорцов
Историческая информатика: уровни и содержание обучения (на примере Белгосуниверситета)
Т. И. Славко
Источниковедение в свете информатики: проблемы преподавания
О. А. Яновский
Историческая информатика в Белгосуниверситете на рубеже веков
II. Опыт компьютеризации обучения истории
Высшие учебные заведения
В. И. Беседин
Компьютерные технологии на историческом факультете Воронежского госуниверситета: некоторые проблемы развития
В. М. Вымятин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева
Дистанционное обучение истории: проблемы и перспективы
О. В. Горбачева, А. А. Гужаловский, С. Б. Каун, А. И. Кушнир
Использование коммерческих CD-ROMов в обучении историческим специальностям
А. П. Деревянко, Ю. П. Холюшкин, В. Т. Воронин
Развитие образовательных технологий в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
А. В. Дмитриевский
Применение компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов при изучении историко-социальных дисциплин
Е. В. Злобин
Машиночитаемые документы как источник для создания контролирующих и обучающих программ по истории
С. П. Крицкий, А. А. Кудрявцева, Н. В. Самарина, А. В. Щербина
Опыт использования компьютерных технологий обучения на историческом факультете Ростовского госуниверситета
А. В. Штыров
Применение дидактических компьютерных сред в обучении студента-историка
Средняя школа
Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов
Концепция мультимедийного учебника истории
Ю. Ю. Юмашева
К вопросу о применении мультимедиа-продуктов в преподавании
III. Информационные технологии в историческом образовании
Е. Н. Балыкина
Технология производства компьютерных учебных программ по историческим дисциплинам
Ю. С. Брановский, А. А. Аникеев
Моделирование дидактического процесса в компьютерной среде при подготовке историков в условиях реализации многоуровневого высшего образования
А. И. Галкина
Российский фонд компьютерных учебных программ и поддержка обучения истории
З. О. Джалиашвили, А. В. Кириллов
Сетевая технология — эффективный инструмент передачи и овладения историческими знаниями
С. И. Золотова, С. П. Черемных
Междисциплинарная интеграция на базе новых информационных технологий
О. К. Королева, А. Г. Широков
Из опыта разработки обучающих программ по курсу истории для средней школы
С. П. Крицкий
Создание обучающих гипермедиа-программ
О. Л. Липницкая
Обучение компьютерному анализу исторических источников (статистических, структурированных и текстовых)
С. В. Панов, Л. В. Стрикелева
Структурно-логические схемы как основа использования компьютерных технологий в курсе истории
Н. В. Самарина
Создание гипертекста в процессе работы над электронным учебником по истории
Л. В. Стрикелева, К. А. Стрикелева, Д. А. Стрикелев
К вопросу о новейших компьютерных технологиях обучения
А. В. Штыров
Компьютерное тестирование и моделирование исторических процессов
Аннотации
Н. А. Вахрушева
Педагогические аспекты применения компьютерных технологий в обучении лицеистов истории и проведении вступительных экзаменов по истории
Ю. Ю. Иерусалимский, А. Н. Малков
Компьютерный учебник по отечественной истории: новый подход к изложению учебного материала
Л. В. Котова, М. С. Шибут
Особенности процесса обучения и контроля знаний с помощью мультимедийных компьютерных программ
Т. П. Кузькина
Анализ международных конференций «Применение новых технологий в образовании», проводимых фондом «Байтик»
И. Н. Лозбенев, В. В. Уроженко
Проведение тестирования по истории в СШ с использованием компьютера