Я. С. Яскевич
Республика Беларусь, г. Минск
Центральным понятием философии истории является история в различных ее измерениях, выступающая в процессе философской рефлексии как историческое бытие, а учение о ней – как историческая онтология (метафизика истории).
Философия истории — область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории, с другой стороны, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и др.), социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфики исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории. Отмеченные ракурсы философии истории фиксируют, как мы видим, два ее измерения — исследование исторического бытия в целом или всемирной истории во всем ее многообразии, философский анализ исторического познания, его форм, методов, границ и особенностей.
Философская рефлексия над ее величеством Историей позволяет выделить такие разновидности или предметные области философии истории, как онтологическую (субстанциональную) и критическую (аналитическую). Классические версии философии истории, которые принято называть онтологической или субстанциональной моделью философии истории (метаистории), были разработаны Дж. Вико, Гердером, Гегелем, Марксом, Шпенглером, Тойнби, Бердяевым, Ясперсом и др. Проблемное поле онтологической философии истории включает в себя следующие моменты: природа, специфика, причины и факторы движения истории; закономерности и случайности в истории; направленность и смысл истории; движущие силы исторического процесса; прогностические модели исторического развития; тематизация содержания и ритма истории; характер отношений прошлого, настоящего и будущего; проблема выбора путей исторического развития и т. д.
Проблемное поле критической (аналитической) философии истории охватывает такие вопросы, как природа и специфика исторического познания; особенности исторического описания (нарратива); понимание и объяснение в истории; историческое и донаучное знание; социокультурные и ценностные регулятивы исторического знания; рациональное и иррациональное в историческом знании; структура и методы исторического знания; формирование и статус исторических фактов; детерминизм, случайность и свобода воли в историческом познании и т. д.
Становление аналитической философии истории было детерминировано развитием в конце XIX в. дисциплинарно организованной науки, опредмечиванием наук о природе и «наук о духе», когда эти науки приобретали статус самостоятельных дисциплин. Традиция критической философии истории формировалась благодаря усилиям Дильтея, Виндельбанда, Риккерта, Кроне, Коллингвуда, обративших внимание на специфику и природу исторического познания, логику его развития. Существенный вклад в разработку аналитической философии истории внесли в 40–50-е гг. XX в. такие представители критико-аналитической философии, как Гемпель, Дрей, М. Уайт и др.
Критико-аналитическая философия истории особый импульс развития получает в XX в., когда появляется большинство работ по эпистемологии (гносеологии) и методологии исторического познания. Неслучайно критическую философию истории называют гносеологическим направлением (логикой исторического познания) в понимании предмета философии истории в противоположность онтологическому, акцентирующему внимание на проблеме исторического бытия (онтологии).
Философия истории в силу своей синтетичности и фундаментальности в постановке и решении обсуждаемых проблем выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания современного социально-гуманитарного знания. Философия истории является в то же время пограничной дисциплиной, анализирующей социально-исторические проблемы в контексте концептуальных подходов теоретической социологии, с одной стороны, и ряда сопряженных дисциплин (антропологии, культурологии, политологии, психологии и др.), с другой.
Философия истории не только интегративная область знания, синтезирующая социологические модели теоретической реконструкции общества, философско-антропологические и психологические подходы, но и истинно критическая концептуальная модель, осуществляющая рефлексию и анализ своей собственной социокультурной обусловленности, фиксирующая проблемность и открытость исторического бытия, его незавершенность и нелинейность.
Философское осмысление исторического бытия, динамики общественных процессов в рамках философии истории позволяет ей выполнять мировоззренческую и методологическую функцию не только по отношению к социально-гуманитарному, но и к естественнонаучному знанию, обосновывая идеалы моральной ответственности ученых при решении частных научных проблем, критерии периодизации истории соответствующей науки, поиска новых мировоззренческих ориентиров при решении глобальных проблем современности, анализа социокультурных предпосылок научного знания. В то же время открытия современного естествознания, его обновление, открытость, отход от концепции жесткого детерминизма и независимого субъекта, господствующего над миром, фиксация необратимости, вероятности, «свободы выбора», альтернативы обогащают и трансформируют само понимание наук «о духе», о человеке, об обществе. Те идеи, которые получили физико-математическое обоснование в естествознании, с необходимостью входят в философию истории, социально-гуманитарное знание, в результате чего человек и человеческая история уже не могут рассматриваться с позиций жесткого детерминизма, единой модели развития, однолинейности, отказа от выбора, альтернативы, случайности, непредсказуемости, а система ценностей, наработанная в рамках социальной философии, становится неотъемлемой шкалой и точкой отсчета в естественнонаучном поиске.