Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ

 

Скачать

Е. П. Подкопаева

Республика Беларусь, г. Минск

 

Проблема харизматической власти и харизматического лидерства возникает как результат соприкосновения двух феноменов: власти и речи. Возможность использования речи как инструмента власти была актуализирована еще софистами, разрабатывавшими теорию публичной дискуссии и техники убеждения. Однако связь убеждающей речи и властных отношений была четко эксплицирована как проблема харизматического лидерства значительно позже в работах немецкого философа, историка и социолога М. Вебера.

М. Вебер вводит понятие «харизма» в рамках собственной классификации типов правления. Он использует этот концепт как теоретический конструкт, позволяющий моделировать систему и различные формы властных отношений. Харизматическое лидерство, согласно М. Веберу, является «идеальным типом», моделью, сконструированной для описания политической реальности. Тем самым, введение понятия «харизма» явилось методологическим приемом, позволившим адекватно описать и проанализировать властные отношения как одну из важнейших социальных систем.

М. Вебер использует понятие «харизма» в этимологическом значении как наделенность индивида экстраординарными способностями, качествами, благодаря которым он выделяется среди других людей. Исследователь определяет данное понятие следующим образом: «Харизма – авторитет внеобыденного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека» [1, 646]. Предложенное определение показывает, что М. Вебер рассматривает харизму безотносительно к содержанию, программе или идеям лидера. Вопрос о том, что несет с собой лидер, за что он выступает, оказывается второстепенным для харизматического правления.

Заслугой М. Вебера является трансформация этимологического определения харизмы и понимание ее как способности индивида вызывать и поддерживать веру в себя как в экстраординарную личность. Подобная трансформация позволила осуществить плодотворное теоретическое конструирование политической реальности.

Понимание харизматических качеств индивида как способности вызывать и поддерживать веру в себя отсылает нас к риторической концепции Аристотеля. Аристотель полагал, что доверие к источнику сообщения, или оратору, основывается на апелляции к этосу, или к ценностным основаниям. На наш взгляд, концепция этоса позволяет описать особенности харизматического правления. Харизматический лидер легитимирует собственное правление посредством риторических техник, и в частности, посредством создания собственного имиджа и поиска общих ценностных оснований с аудиторией (адресатом властного воздействия).

Основным средством создания имиджа харизматического лидера выступает риторическое мастерство, умение убеждать посредством речи. Имидж становится промежуточным звеном между лидером и адресатом воздействия, что позволяет лидеру эффективно управлять сознанием и действиями аудитории, к которой он обращается. Харизматический лидер создает себя и конструирует собственную социальную реальность, ищет рычаги влияния на общественное мнение. Имидж позволяет лидеру проецировать себя в общественную реальность посредством яркой, запоминающейся жизненной истории и связью этой истории с происходящими в мире событиями.

Современные исследования феномена харизматической власти делают акцент на пансемиотическом поведении лидера-харизматика. Харизматическая власть описывается в терминах умелого использования «права на речь», «речевого оружия» [2]. Харизматический эффект признается следствием умелой коммуникативной стратегии и тактики самоопределения и самопредъявления, производных от эффективного участия в риторической коммуникации. Пансемиотическое поведение обеспечивает «способ самодемонстрации», «способ самоутверждения» или «путь ко власти» лидера.

Таким образом, понятие харизмы и харизматической власти претерпело значительные изменения. Понятие харизмы как природного либо Божественного дара, независимого от человека, трансформировалось в концепцию харизматического лидера, конструирующего собственный имидж посредством коммуникативно-риторического воздействия.

 

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
2. Методология исследований политического дискурса. Вып. 3. Мн., 2002.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика