Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

«Прорыв» к современной историософии и методологии истории в украинской историографии Ю. В. Павленко

 

Скачать

Н. С. Бондаренко

Республика Беларусь, г. Минск

 

Политические и социальные перемены, происшедшие в Украине в 90-е гг., явились непосредственными предпосылками к рождению историографии, которую уже сейчас можно охарактеризовать как качественно новый этап в развитии украинской исторической науки. Он был обусловлен не только изменениями политической конъюнктуры в Восточной Европе, но и развитием самой науки, ее теории и методологии. Для всех наиболее крупных новых исследований характерен интерес к вопросам методологии и теории. Им посвящены отдельные работы или разделы в монографиях. В современной украинской историографии есть целый ряд «прорывов» к современной историософии и методологии истории [1]. Ярким примером является разработка теории цивилизационного процесса и постановка задач современной методологии истории в работах Ю. В. Павленко.

Фундаментальные работы Юрия Павленко представляют новое направление в теории, методологии и филосоии истории. В них автор неизменно пытается выстроить некую модель исторического пути человечества. Так, исследователь выходит на разработку новой целостной теории культурно-исторического процесса через синтез достижений разных философских и научных школ, теории, которая могла бы функционировать как теоретико-методологическая основа познания на уровне конкретных дисциплин культурологическо-исторического цикла.

Обобщенное, теоретическое осмысление Ю. Павленко всемирной истории в единстве ее внутренней целостности и культур-цивилизационной дискретности представлено в его последней монографии «История мировой цивилизации» [2]. При подготовке книги ученый широко использовал свои работы прошлых лет. В основе концепции, изложенной в монографии, лежит разработанная автором методология взаимодополнения принципов стадиальности, поливариантности и цивилизационной дискретности видения истории, сопряженная с персоналистическим пониманием роли личности в социокультурном процессе.

1. «История мировой цивилизации» Ю. Павленко – первое и пока единственное обобщающее исследование всемирно-исторического процесса, взятого в целом, от ранней первобытности до наших дней. Оно выполнено в контексте развития классической мировой философско-исторической традиции с опорой прежде всего на фундаментальную концепцию А. Дж. Тойнби, но также с учетом идей К. Маркса, О. Шпенглера, М. и А. Веберов, К. Ясперса, широким использованием трудов ведущих отечественных философов, историков и экономистов, в т. ч. С. Б. Крымского, А. А. Зиновьева, М. Ю. Брайчевского, Л. С. Васильева, Ю. Н. Пахомова и др. Стоит отметить глубокое знание интеллектуальной традиции и широкую эрудицию автора в широком спектре общественно-гуманитарных наук от религиозной философии до археологии и сравнительно-исторического языкознания, его внимательное и уважительное обращение с идейным наследием предшествующих поколений мыслителей и ученых.

2. Автор идет не по пути противопоставления различных точек зрения, критики одних и апологии других, а стремится выявить и синтезировать продуктивные, эвристические моменты различных подходов по принципу дополнительности. Это позволяет ему разработать и продуктивно использовать три, с его точки зрения базовых, методологических принципа постижения всемирной истории: стадиальности, поливариантности и цивилизационной дискретности развития человечества. При этом стадии и варианты развития человечества, взятая в исторической динамике его цивилизационная структура получают новаторскую, соответствующую современному уровню исторического знания разработку.

3. Для авторской концепции стадий исторического развития характерно выделение особого, приблизительно в пределах последних 10 тыс. лет (с окончания ледникового периода и становления производящего хозяйства), этапа «цивилизационного процесса», включающего как период формирования основ цивилизации, так и историю цивилизации. В рамках последней особое значение уделяется выделенному К. Ясперсом «осевому времени». Автор показывает, что его трансформации затронули не только сферу духовной культуры (религия, философия), но и системно все сообласти человеческой жизнедеятельности: технологию, производство, экономические отношения, социальную структуру, политические формы, литературу, изобразительное искусство и пр.

4. Углубленную разработку получает традиционная тема дихотомии «Восток – Запад» и не только в привычном социально-экономическом аспекте, но и в плане духовно-мировоззренческом с выявлением базовых принципов идейно-ценностных оснований великих культур авраамитской (иудео-христианско-мусульманской) традиции и регионов Южной и Восточной Азии (Индия, Китай, Япония и пр.).

5. В общих чертах воссоздана динамическая картина зарождения, взаимодействия, трансформации, мутаций и новых модификаций основных цивилизаций человечества от Египта и Шумера до современного глобализирующегося мира. Особенное внимание уделено формированию современной цивилизационной структуры человечества, причем не только его отдельных цивилизационных блоков, но и форм исторического взаимодействия между ними. Авторское понимание этих вопросов иллюстрируется многочисленными тщательно выполненными картами.

6. Специального внимания заслуживает предложенная автором разработка общей теории этноса, иерархии и исторической типологии этнических общностей, соотношения цивилизационных и этно-национальных структур. В этом автор, первые работы которого по теории этноса появились еще в начале 80-х гг., продолжает традицию таких известных ученых-этнологов, как Ю. В. Бромлей и В. Ф. Генинг, с одной стороны, и Л. Н. Гумилев, с другой, синтезируя их продуктивные концепции и идеи.

7. Предложено оригинальное и хорошо обоснованное решение проблемы цивилизационной идентичности восточнославянских народов. Автор рассматривает Православно-Славянский мир в качестве вторичной (генетически через Киевскую Русь, связанную с Византией) Восточнохристианской цивилизации, имеющей двойственную структуру в лице Украины и Белоруссии, с одной стороны, и России, с другой, входящих в ином измерении и в Евразийский мир. Каждая из этих субцивилизаций имеет выразительное историко-культурное своеобразие (в т. ч. и в отношении к Западу). При этом Запад (в лице Западно-Центральной Европы и Северной Америки), Латинская Америка и Восточнохристианско-Евразийский этно-цивилизационный блок вместе образуют свое особое единство высшего порядка, определяемое автором в качестве макрохристианского мира.

8. Наконец, чрезвычайно важной для понимания процессов, происходящих в современном мире, является разработка проблемы глобализации (рассматриваемой в единстве со становлением информационного общества) и ее противоречий (экономических, социальных, политических, культурных и пр.). В частности, автор предостерегает от благодушного к ней отношения, показывая, что в глобализированном мире власть на планете может сосредоточиться в руках нескольких богатейших, передовых в информационном и экономическом отношении стран «золотого миллиарда», тогда как прочие народы (в т. ч., разумеется, и постсоветского пространства) будут обречены на зависимое и бедное прозябание. Такого рода предупреждения сочетаются с анализом современного политического положения в мире с его угрозами и бедствиями.

1. Павленко Ю. В. Раннеклассовые общества: генезис и пути развития. Киев, 1989.; Он же Передісторія давніх русів у світовому контексті. Киïв., 1994.

2. Павленко Ю. В. История мировой цивилизации. Философский анализ. Киев, 2002.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика