Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

О новой концепции новой истории

 

Скачать

А. Вишняускас

Литва, г. Вильнюс

 

Деление всей мировой истории на древнюю, средневековую и новую появилось в ХVII в. как раз для учебных целей. Немец Х. Келлер, более известный под своим латинизированным именем Christoph Cellarius, ввел такое деление в своих учебниках по универсальной истории, но теоретически его не обосновал. Эту трехчленную схему потом многие переняли и попытались концептуализировать. В Советском Союзе ее связывали с теорией общественно-экономических формаций. Новое время было «привязано» к революциям, по ним оно делилось на первый и второй периоды. В советской учебной литературе неоднократно подчеркивалось, что изучение истории Нового времени помогает воспитанию в коммунистическом духе, глубокому освоению закономерностей развития и в т. ч. загнивания капитализма и т. п. Естественно, в наше время этот идеологический налет легче всего было отбросить. Однако прежние хронологические рамки настолько вжились, что сохранились в литовских школьных учебниках, изданных в 90-е гг.

В 1997 г. появились признаки новых подходов к периодизации в литовских учебных планах и школьных учебниках. А в 1999 г. в новом школьном учебнике для 8-го класса вернулись к довоенной традиции считать началом Новой истории конец XV – начало XVI в. [4]. Сейчас такое разграничение между Средневековьем и Новым временем преобладает в литовских учебниках. Но похоже, это можно наблюдать и в некоторых современных российских учебниках.

Так, в 1999 г. вышел учебник для 7-го класса, выпущенный издательством «Центр гуманитарного образования» [1]. Здесь можно прочесть следующее: «В современной науке понятие «Новая история», или «Новое время», относится к периоду, охватывающему время с конца ХV до начала ХХ века» [1, 7]. Оказывается, Новая история имеет не только начало, но и конец: традиционно Новое время считалось незаконченным периодом истории. В начале XX в. эта традиция продолжалась. Но стоит ли ее продолжать в начале ХХI в.?

То же издательство в том же году выпустило учебник А. А. Кредера, в котором отмечалось, что Новейшая история «является частью Новой истории» [2]. А так как Новейшая история «это история, у которой нет конца» [2, 5], то читателю нетрудно сделать соответствующий вывод. Следовательно, в 7-м классе учат, что Новая история закончилась, а в 9-м дают понять, что она продолжается. Подобные противоречия можно обнаружить и в других российских, да и не только российских, учебниках.

Выделение периода всемирной истории примерно с конца ХV в. до начала ХХ в. имеет определенный смысл. В 1904 г. Х. Д. Макиндер в британском научном журнале «The Geographical Journal» опубликовал свой доклад о географической оси истории. Ее вышеобозначенный период отмечался как «эпоха Колумба», в которой произошло овладевание «единым и протяженным океаном». Начало XX в. квалифицировалось Х. Д. Макиндером соответственно как конец великой исторической эпохи. Если продлить этот период до конца Первой мировой войны, а современные литовские школьные учебники по Новой истории обычно и заканчиваются событиями 1918 г., то выделение такого периода достаточно логично. Ведь конец первой всемирной войны решила заморская держава, т. е. США, своим вступлением в пользу Антанты.

В течение четырех столетий европейцы сделали великие географические открытия, завоевали другие материки и навязали миру свои правила игры. Но русско-японская война 1904–1905 гг. закончилась поражением Российской империи. А Первая мировая война, начавшаяся в Европе, положила конец всемирному превосходству европейцев. Мир вступил в новую эпоху, которую можно изложить в учебнике, охватывающем период с 1914 г. (1918 г.) до наших дней. Однако попытка концептуально связать эту схему с Новой и Новейшей историей вызывает ряд проблем, и пусть их решением занимаются сами авторы, полагающие, что Новая история закончилась в начале ХХ в. или в 1914 г., или в 1917 г., а может быть, в 1918 г.

В мире нет общепринятой периодизации всемирной истории и вряд ли будет. Существуют разные концепции, притом обоснованные. Но когда приходится читать о восьми больших эпохах глобальной истории в американских учебниках или о других довольно сложных схемах, возникают сомнения. Периодизация должна быть простой и понятной для учащихся. Именно такой является разработанная мною концепция, выделяющая из всемирной истории период с середины ХV в. до конца ХХ в. Ее можно определить как эру книги, эру печатного слова. Во времена Гутенберга появилось книгопечатание, которое наложило свой отпечаток на весь ход мирового развития. А в конце ХХ в. компьютерная техника, Интернет и новые коммуникационные технологии создали предпосылки нового развития в глобальном масштабе.

Предлагаемый подход к началу Нового времени хорошо согласуется с традицией Х. Келлера, который середину ХV в., а именно падение Константинополя в 1453 г., считал концом средних веков. И основные немецкие энциклопедии сравнительно недавно отказались от ранее выдвигаемого рубежа (конец ХV – начало XVI в.) и начали выделять середину ХV в. в качестве рубежа, разделяющего «Mittelalter» и «Neuzeit». Более подробные рассуждения по этим проблемам изложены в книге автора этой статьи.

Нетрудно заметить, что в последнее время усилились дискуссии о генеральной периодизации всемирной истории. Этому способствовало наступление нового тысячелетия, современные процессы глобализации и некоторые другие причины. Что касается обозначения всемирной эпохи наших дней, то можно найти такие ее определения, как информационный век, дигитальный век, век знаний и т. п. Но концептуализировать эту новейшую эру в развитии человечества будет гораздо удобнее историкам будущих поколений.


1. Жарова Л. Н., Мишина И. А. Новая история. Учебник для 7 класса основной школы. М., 1999.
2. Кредер А. А.. Новейшая история зарубежных стран 1914–1917. Учебник для 9 класса основной школы. 2-е изд., доп. и испр. М., 1999.
3. Vyšniauskas A.. Istorijos studijų modernizavimas informacijos amžiuje. Naujoji paradigma praktikams. Vilnius, 2002.
4. Jokimaitis R., Kasperavičius A., Manelis E., Stukienė B.. Pasaulio ir Lietuvos istorija. VI–XVIII amžiai. Vilnius, 1999.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика