Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

В. А. Космач

Республика Беларусь, г. Витебск

 

Двадцатый век весьма мозаичен. Он оставил в истории богатейшее наследие событий как позитивного, так негативного плана. В числе последних – тоталитаризм в таких его классических формах, как итальянский фашизм, германский национал-социализм, сталинизм, а также в вариантах, более умеренных, «мягких». Все они, особенно классические формы тоталитарных режимов, были следствием весьма своеобразных революций («поход на Рим», события 30 января 1933 г. в Германии, «большевистский переворот» в октябре 1917 г. в России и т. д.), которые, на наш взгляд, невозможно соотносить с известными уже революциями и движениями в истории (буржуазными, буржуазно-демократическими, пролетарскими, национально-демократическими и др.), поэтому есть смысл предложить исторической науке в случае, если речь идет о XX в. и тоталитарных режимах, такой термин, как «тоталитарная революция», а вышеназванные режимы рассматривать как сопутствующее явление и следствие таких революций.

Основными характеристиками тоталитарных революций могли бы быть, по нашему мнению, следующие [1, 142–143].
1. Тоталитарные революции характерны только для XX в., новейшей и современной истории.

2. По своим движущим силам, своей социальной базе – это революции реакционно и великодержавно настроенных номенклатуры, бизнеса и мелкобуржуазных сословий, а также их союзников из числа люмпенизированных низов и интеллигенции.

3. Основными лозунгами таких революций выступают обычно идеи социального равенства, национального величия, государственного вмешательства во все сферы жизни общества, дисциплины и порядка.

4. Для таких революций характерно переплетение левого и правого радикализма в сочетании с лозунгами популизма и социальной демагогии.

5. Такие революции происходят обычно в форме насильственных, полулегальных или легальных государственных переворотов.

6. Основное следствие таких революций – тоталитаризм и тоталитарные режимы самых различных форм (итальянский фашизм, германский национал-социализм и т. д.).

7. Эти революции обычно отрицают классические формы либерализма, парламентаризма и демократии, предлагая взамен «свою» (пролетарскую, национальную, антиеврейскую и т. д.) демократию или тоталитарное государство. На самом деле тоталитарные революции враждебны гражданскому обществу, демократии и правовому государству. Они по своей сути антидемократичны.

8. Тоталитарные революции всегда порождают радикально настроенного «народного» вождя и партию вождистского типа.

Именно такие тоталитарные революции произошли в октябре 1917 г. в России, в 1922 и 1933 гг. – в Италии и Германии, в конце 1930-х гг. – в Испании, а во второй половине XX в. – в Китае, Кампучии и др. Только победой революций тоталитарного типа (а не социализма или национально-демократических революций) можно объяснить те преступления, которые были совершены перед человечеством германским национал-социализмом, итальянским и испанским фашизмом, сталинизмом и маоизмом, «красными кхмерами».

В особенности бесчеловечными и преступными были последствия «национальной», а на самом деле тоталитарной революции 1933 г. в Германии. Веймарская республика была уничтожена, Германия подвергнута жесточайшей фашизации, германский национал-социализм стал одним из основных виновников развязывания Второй мировой войны, цена которой – более 50 млн человеческих жизней. Для того чтобы подобные «уроки истории» не повторялись, следует более скрупулезно определить такое явление, как «фашизм». Его трактовка в своем наиболее полном виде могла бы звучать так: фашизм (от итальянского fascio – пучок, связка, союз, соединение) – это собирательный термин для обозначения тоталитарных форм политических движений и политической власти, сопутствующее явление и следствие тоталитарных революций в XX в.; это идеология и власть реакционно и шовинистически настроенных номенклатуры, бизнеса и мелкобуржуазных сословий, их союзников из числа люмпенизированных низов и «патриотической» интеллигенции; это синтез крайнего национализма (шовинизма), популизма, антидемократизма и идей «национального единения» и «социального мира», государственного покрови­тельства экономике и антикоммунизма; это антипод гражданского общества, парламентской демократии и правового государства [1, 143].

Ради завоевания и удержания власти фашизм обычно активно использует социальную демагогию, лозунги дисциплины и порядка, шовинизм и великодержавный патриотизм, антикоммунизм и антисемитизм, вождизм и идею однопартийной диктатуры «народного типа», антипарламентаризма и силовые методы давления на оппозицию, жесткую цензуру над средствами массовой информации, тотальный контроль над экономикой и всеми сферами жизни общества, включая быт, семью и личную жизнь граждан. Фашизм объединяет в одном политическом движении крайний национализм и радикальный социализм. Он открыто демонстрирует свою неприязнь к ценностям демократии, гражданского общества и правового государства, извращает патриотические ценности, превращая их в открытый шовинизм.


1. Космач В. А. Трактовка фашизма в историографии 20–40 гг. и второй половины XX века / Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта імя П. М. Машэрава. 2000. № 4 (18).

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика