Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

И. В. ВАРИВОНЧИК

Республика Беларусь, г. Минск

 

Появление среднего класса было связано, прежде всего, с индустриализацией. Как отмечал Макс Вебер, термин «средний класс» появился для определения группы людей, которые не занимались физическим трудом и не были богаты [1, 147–156]. В своем исследовании «Появление среднего класса» американский историк Стюарт Блюмин показал, что эта социальная страта появилась и росла на протяжении всего ХIХ в. по мере растущего разделения труда между «белыми» и «синими» воротничками, роста числа рабочих мест для «белых воротничков» и перехода к оплате их труда в виде твердого жалования [5]. Параллельно происходило возникновение оригинального, присущего среднему классу образа жизни. Термин «средний класс» прежде означал отличные от других ценностные ориентации, особенности поведения его представителей как потребителей. Несмотря на незначительные размеры, средний класс оказался достаточно стабильной социальной стратой, что проявлялось, в частности, в установившихся прочных социальных связях представителей этой страты в виде клубных, церковных, благотворительных, школьных и других местных сообществ. Они стремились дать своим детям высшее образование, юноши и девушки одинакового происхождения и воспитания вступали в браки.

Современный, то есть массовый, средний класс, охватывающий более половины населения страны, появился в середине ХХ в. Важнейшей чертой послевоенной Америки 40–60-х гг. был растущий средний класс, новый средний класс, состоявший из двух типов наемных работников – «белых» и «синих воротничков». При этом промышленные рабочие, или «синие воротнички», обрели доход меньший, чем у врачей, адвокатов или профессоров университетов, но вполне сравнимый с доходами бухгалтеров, учителей школ или управленцев среднего уровня. Эта простая экономическая реальность имела большое политическое и социальное значение. После кризисов и катаклизмов 20–30-х гг., после периода классовых конфликтов, главный участник этих событий – рабочий класс, как считали многие, переставал существовать и превращался в добропорядочный средний класс. США становились страной среднего класса в простейшем экономическом смысле – более половины населения получали доход выше уровня бедности – доход, позволявший удовлетворять потребности в хорошем питании, жилье, одежде, отдыхе, образовании. Средний класс обрел существенную долю собственности в виде собственного жилья, автомобилей, товаров длительного пользования.

С 1960 по 1974 г. реальная заработная плата квалифицированных рабочих независимо от их образования увеличилась на 20 %. С 1947 по 1973 г. средний доход американских семей рос в среднем на 2,7 % в год [4, 65–78]. К 1973 г. с учетом инфляции реальный средний доход американской семьи вырос в два раза. Численность среднего класса увеличилась в два раза. В этом отношении США далеко обогнали самые богатые европейские страны.

Создание мощного аппарата социального обеспечения, результаты деятельности профсоюзов в виде гарантированной работы и растущих денежных компенсаций, лидирующее положение страны на мировых рынках превратили это большинство в жителей удобных пригородов со всеми атрибутами зажиточной жизни, избавили от ранее традиционных для простых американцев непредсказуемости, постоянного риска оказаться на пороге бедности. Стандартный бюджет средней американской семьи позволял иметь хорошее жилье, один-два автомобиля, весь набор современной бытовой техники, оплачивать ежегодный отдых и учебу детей в колледже или университете. У наемного работника возникало чувство контроля за ситуацией, уверенности в будущем, свободы в принятии решений.

Изначально представления о среднем классе были частью более широкого доминировавшего в американском обществе взгляда на себя как на бесклассовое общество. Последнее не соответствовало действительности, но в реальной жизни произошли революционные по своему характеру изменения, придавшие вполне определенный смысл теориям о среднем классе. Так или иначе, все эти теории описывали и пытались обобщить процесс обретения растущим количеством, а в итоге большинством наемных работников высокого уровня экономической и социальной защищенности, уровня жизни, немыслимого в другое время.

В современной американской литературе можно выделить различные определения среднего класса. Во-первых, по среднему уровню текущего дохода. Это простейшее определение среднего класса, которое использовал еще Аристотель, считавший, что между богатыми и бедными находятся средние слои, для которых характерны умеренность в политическом поведении [3, 1–2]. В таком случае к среднему классу в США, как и других развитых странах Запада, относится не менее 60–70 % населения.

Во-вторых, наряду с текущим доходом предлагается учитывать размер находившихся в собственности людей имущества и финансовых активов в виде дома или квартиры, автомобилей, товаров длительного пользования, разного рода страховых полисов, акций. Количественные оценки размеров среднего класса в таком случае оказывались практически те же, что и в первом случае.

В-третьих, выделяется «старый средний класс», то есть обладатели мелких фирм, в которых мог использоваться труд членов семьи и небольшого числа наемных работников, а так же люди, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью [7]. Доля такого рода мелких собственников, мелких предпринимателей, составлявших в прошлом до половины самодеятельного населения страны, сократилось к концу ХХ в. до 10–15 %.

Наконец, «новый средний класс», именуемый также «обслуживающим классом» (service class) или «классом менеджеров и специалистов» (professional-managerial class), – высококвалифицированные специалисты с высшим образованием (professionals), занятые в сфере управления, создания и обслуживания новых технологий. Немногочисленные в прошлом представители этой социальной группы составляют не менее 25 % населения [6, 172].
К среднему классу относят также «белые воротнички» – не занятых физическим трудом служащих без высшего образования, которых часто обозначают как «низший средний класс» (lower middle class). Общее количество американцев, подпадавших под определения «старого», «нового» и «низшего» средних классов, как и в первых двух случаях, составляет более 60 % населения страны. Более того, несмотря на использование различных критериев, предпринимались попытки определить практически одну и ту же социальную группу – американский средний класс.

Помимо экономических и профессиональных параметров средние слои выделяются по «совокупности рыночных, трудовых и статусных позиций», когда помимо прочих принимались в расчет образ жизни и мыслей людей, их самооценка, социальные связи, автономность поведения, семейные ценности, уровень престижа. Средний класс определяется как социальная группа, отличающаяся по этим и ранее упомянутым критериям от богатой элиты общества и бедных его слоев [2, 231].

Концепция нового среднего класса базировалась на реальных изменениях – росте числа административных, инженерно-технических работников, профессионалов с высшим образованием, других «белых воротничков», что объяснялось ростом социального государства, технологическими инновациями и, как считали некоторые, меняющейся природой капитализма. Наиболее адекватные представления об основной части среднего класса, о новом среднем классе исходят из определения его ключевых характеристик как сложной квалифицированной наемной рабочей силы, как главного в условиях научно-технической и информационной революции ресурса экономического и социального развития.

Рассмотренные варианты определения среднего класса дают основания считать незавершенным спор различных школ обществоведов относительно содержания термина «новый средний класс».


1. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
2. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология. М., Т. 2. 2000.
3. Aristotle A Classical View / Bendix R., Lipset S.M. Class, Status and Power. Social Stratification in Comparative Perspective. London, 1967.
4. Beatty J. Who Speaks for the Middle Class?// Atlantic Monthly. 1994. Vol. 273. № 5.
5. Blumin S. M. The Emergence of the Middle Class. New York, 1989.
6. Goldthorpe J. On the Service Class, Its Formation and Future / Giddens A., Mackenzie G. Social Class and Division of Labor. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
7. Mills C.W. White Collar: The American Middle Classes. New York, 1956.

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика