Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

 

Скачать

С. М. Гордейчик

Республика Беларусь, г. Минск

 

Одним из основных объектов политической науки является политическая элита. Ее влияние на процессы, проистекающие в обществе, огромно. Она во многом определяет внутреннюю и внешнюю политику государства и является гарантом безопасности государственных институтов. Несмотря на то, что активное исследование этого феномена ведется более столетия, понятие политической элиты принадлежит к числу наименее изученных и проясненных в отечественной политологической науке. До сих пор существуют серьезные трудности методологического порядка из-за множественности идей и взглядов, связанных с определением этого понятия. Между тем из этого множества можно выделить основные направления и использовать их при создании цельной концепции политической элиты.

Первые современные теории элит возникли в конце XIX – начале XX в. и ассоциируются с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Исследуя современную им структуру общества, они делят его на два неравных класса людей: класс управляемых и класс правящих. Класс управляемых – это неорганизованное большинство, а класс правящих, напротив, малочисленный, но максимально организованый. Мо­нополизируя власть и управляя большинством, правящий класс осуществляет политическую деятельность. В семьях, к нему принадлежащих, богатство и традиции позволяют более качественно подготовить наследников для получения правящего поста.

Гаэтано Моска при разработке своих концепций в значительной степени использовал идеи Макиавелли о различии правящих и управляемых, о методах удержания власти и сохранении стабильности в государстве. Теории его последователей получили название макиавеллистических. Для них политическая элита – это группа лиц, стоящих у власти независимо от их моральных качеств. Они осуществляют правление в своих интересах. Подчеркивая элитарность любого общества, сторонники макиавеллистического подхода указывают, что формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. Элита имеет высокую сплоченность и воспринимает себя особым классом. В ходе своего функционирования элиты вырождаются, им на смену приходят новые. Макиавеллисты считают политическую элиту фактором, сдерживающим анархические тенденции, присущие неорганизованному большинству – массам. Они полагают, что стабильность развития общества и безопасность государства способны обеспечить сильный политический класс и жесткий курс правления. Сторонников этих теорий обвиняют в антидемократизме и недооценке способностей и активности масс, циничном отношении к борьбе за власть.

Представители ценностного подхода ориентируются на другого основоположника идей политического элитизма – Вильфредо Парето, который определил элиту как совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами.

Ценностные теории многообразны, но они имеют ряд сходных посылок. Для них политическая элита – это наиболее ценный компонент общества, люди, обладающие высокими способностями к политической деятельности. В своей деятельности политическая элита ориентируется на общественное благо. Наличие элиты не отрицает демократии, а наоборот, качественная элита обеспечивает нормальное функционирование демократического общества.

Опираясь на классическую доктрину естественного неравенства людей, представители ценностного подхода рассматривают политическую элиту как реальный гарант социально-политической и экономической стабильности общества, ибо, обладая (пусть в идеале) специфическими качествами и работая на благо общества, представители элиты способны обеспечить процветание гражданам, не способным к управлению.

Тезис о сравнительном демократизме элиты и консерватизме масс вызвал ожесточенную критику. Такие исследователи, как П. Бахрах и Ф. Нашольд, доказывали, что если политическая элита более демократична в вопросах прав человека, то более консервативна в вопросах социального обеспечения.

Еще дальше пошли сторонники демократического элитизма, которые видят в элите непосредственно защитника демократии. Немецкий политолог Йозеф Шумпетер, изучая влияние на экономику социальных, политических и культурных факторов, приходит к выводу, что политика – это продолжение экономики, и рассматривает внутриэлитную борьбу с позиции рынка и конкуренции. Он и его сторонники утверждают, что общество выработало механизмы, которые позволяют производить отбор наиболее способных представителей в правящую элиту, в которую в современных демократиях попадают наиболее способные к руководству. Г. Алмонд вообще выступает за ограничение политической активности масс, дабы они не мешали деятельности элиты.

В 70-х гг. XX в. возникло новое направление в изучении теорий элит. Оно получило название плюрализма (множественности) элит. Их нередко называют функциональными теориями элит. Они исходят из существования множества элит (профессиональных, региональных, религиозных и др.), каждая из которых выделяет свою собственную элиту, выражающую ее интересы. С помощью разнообразных демократических механизмов (выборы, референдумы, опросы, пресса, группы давления и т. д.) можно ограничить или вообще предотвратить действие открытого Р. Михельсом «железного закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс. Доступ к лидерству открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т. п. Сторонники этого направления во многом идеализируют действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о явной неравномерности воздействия различных социальных слоев на политику.

Своего рода идейным антиподом плюралистического этилизма выступают леволиберальные теории элит. Р. Миллс в 1950-е гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Представляя политическую элиту в виде пирамиды из трех уровней, Миллс указывал, что важнейшие политические решения принимаются на верхнем уровне. Возможности влияния масс на элиту с помощью выборов и других демократических институтов весьма ограничены. Занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает людям власть.

Политические руководители развитых стран согласны с основными принципами существующей рыночной системы. Поэтому в политической деятельности они стремятся гарантировать стабильность общественного строя, основанного на частной собственности и плюралистической демократии. Основные постулаты леволиберальной концепции элит подвергаются острой критике, особенно утверждения о закрытости властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее крупного бизнеса и др.

Несмотря на негативное отношение к элитизму, В. Ленин разработал специфическую концепцию политической элиты как авангарда партии рабочего класса, призванной руководить обществом вплоть до построения социализма и коммунизма. Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в социалистических странах. Ее основополагающими чертами являются глобальный, мессианский характер политической элиты, происхождение из неимущих классов и прежде всего пролетариата, идеологичность как важнейший конституирующий признак и жесткая иерархичность с высокой степенью групповой интеграции.

Исследование политической элиты невозможно без учета всех существующих подходов. Каждый из них имеет практическую ценность и помогает не упустить ни один из аспектов сущностных характеристик политической элиты.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   logo1 RUS

BM 2024

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика