С. М. Гордейчик
Республика Беларусь, г. Минск
Одним из основных объектов политической науки является политическая элита. Ее влияние на процессы, проистекающие в обществе, огромно. Она во многом определяет внутреннюю и внешнюю политику государства и является гарантом безопасности государственных институтов. Несмотря на то, что активное исследование этого феномена ведется более столетия, понятие политической элиты принадлежит к числу наименее изученных и проясненных в отечественной политологической науке. До сих пор существуют серьезные трудности методологического порядка из-за множественности идей и взглядов, связанных с определением этого понятия. Между тем из этого множества можно выделить основные направления и использовать их при создании цельной концепции политической элиты.
Первые современные теории элит возникли в конце XIX – начале XX в. и ассоциируются с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Исследуя современную им структуру общества, они делят его на два неравных класса людей: класс управляемых и класс правящих. Класс управляемых – это неорганизованное большинство, а класс правящих, напротив, малочисленный, но максимально организованый. Монополизируя власть и управляя большинством, правящий класс осуществляет политическую деятельность. В семьях, к нему принадлежащих, богатство и традиции позволяют более качественно подготовить наследников для получения правящего поста.
Гаэтано Моска при разработке своих концепций в значительной степени использовал идеи Макиавелли о различии правящих и управляемых, о методах удержания власти и сохранении стабильности в государстве. Теории его последователей получили название макиавеллистических. Для них политическая элита – это группа лиц, стоящих у власти независимо от их моральных качеств. Они осуществляют правление в своих интересах. Подчеркивая элитарность любого общества, сторонники макиавеллистического подхода указывают, что формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. Элита имеет высокую сплоченность и воспринимает себя особым классом. В ходе своего функционирования элиты вырождаются, им на смену приходят новые. Макиавеллисты считают политическую элиту фактором, сдерживающим анархические тенденции, присущие неорганизованному большинству – массам. Они полагают, что стабильность развития общества и безопасность государства способны обеспечить сильный политический класс и жесткий курс правления. Сторонников этих теорий обвиняют в антидемократизме и недооценке способностей и активности масс, циничном отношении к борьбе за власть.
Представители ценностного подхода ориентируются на другого основоположника идей политического элитизма – Вильфредо Парето, который определил элиту как совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами.
Ценностные теории многообразны, но они имеют ряд сходных посылок. Для них политическая элита – это наиболее ценный компонент общества, люди, обладающие высокими способностями к политической деятельности. В своей деятельности политическая элита ориентируется на общественное благо. Наличие элиты не отрицает демократии, а наоборот, качественная элита обеспечивает нормальное функционирование демократического общества.
Опираясь на классическую доктрину естественного неравенства людей, представители ценностного подхода рассматривают политическую элиту как реальный гарант социально-политической и экономической стабильности общества, ибо, обладая (пусть в идеале) специфическими качествами и работая на благо общества, представители элиты способны обеспечить процветание гражданам, не способным к управлению.
Тезис о сравнительном демократизме элиты и консерватизме масс вызвал ожесточенную критику. Такие исследователи, как П. Бахрах и Ф. Нашольд, доказывали, что если политическая элита более демократична в вопросах прав человека, то более консервативна в вопросах социального обеспечения.
Еще дальше пошли сторонники демократического элитизма, которые видят в элите непосредственно защитника демократии. Немецкий политолог Йозеф Шумпетер, изучая влияние на экономику социальных, политических и культурных факторов, приходит к выводу, что политика – это продолжение экономики, и рассматривает внутриэлитную борьбу с позиции рынка и конкуренции. Он и его сторонники утверждают, что общество выработало механизмы, которые позволяют производить отбор наиболее способных представителей в правящую элиту, в которую в современных демократиях попадают наиболее способные к руководству. Г. Алмонд вообще выступает за ограничение политической активности масс, дабы они не мешали деятельности элиты.
В 70-х гг. XX в. возникло новое направление в изучении теорий элит. Оно получило название плюрализма (множественности) элит. Их нередко называют функциональными теориями элит. Они исходят из существования множества элит (профессиональных, региональных, религиозных и др.), каждая из которых выделяет свою собственную элиту, выражающую ее интересы. С помощью разнообразных демократических механизмов (выборы, референдумы, опросы, пресса, группы давления и т. д.) можно ограничить или вообще предотвратить действие открытого Р. Михельсом «железного закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс. Доступ к лидерству открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т. п. Сторонники этого направления во многом идеализируют действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о явной неравномерности воздействия различных социальных слоев на политику.
Своего рода идейным антиподом плюралистического этилизма выступают леволиберальные теории элит. Р. Миллс в 1950-е гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Представляя политическую элиту в виде пирамиды из трех уровней, Миллс указывал, что важнейшие политические решения принимаются на верхнем уровне. Возможности влияния масс на элиту с помощью выборов и других демократических институтов весьма ограничены. Занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает людям власть.
Политические руководители развитых стран согласны с основными принципами существующей рыночной системы. Поэтому в политической деятельности они стремятся гарантировать стабильность общественного строя, основанного на частной собственности и плюралистической демократии. Основные постулаты леволиберальной концепции элит подвергаются острой критике, особенно утверждения о закрытости властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее крупного бизнеса и др.
Несмотря на негативное отношение к элитизму, В. Ленин разработал специфическую концепцию политической элиты как авангарда партии рабочего класса, призванной руководить обществом вплоть до построения социализма и коммунизма. Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в социалистических странах. Ее основополагающими чертами являются глобальный, мессианский характер политической элиты, происхождение из неимущих классов и прежде всего пролетариата, идеологичность как важнейший конституирующий признак и жесткая иерархичность с высокой степенью групповой интеграции.
Исследование политической элиты невозможно без учета всех существующих подходов. Каждый из них имеет практическую ценность и помогает не упустить ни один из аспектов сущностных характеристик политической элиты.