Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

Текст исторического источника как объект междисциплинарного исследования

 

Скачать

Н. И. Миницкий

Республика Беларусь, г. Минск

 

В разных отраслях современного гуманитарного научного знания (философия, источниковедение, психология, лингвистика, культурология, герменевтика, информатика) сложился ряд концептуальных положений, дающих представление о формировании информационных моделей знания в тексте источника.

Философский концепт. Большой интерес в области текстологии представляют исследования философов, в которых обращение к тексту связано с репрезентацией знания. Ими отмечается, что эпистемологическая характеристика текста имеет синтезирующий характер, поскольку включает содержательное описание, менталитет эпохи, присутствие диалога. Подчеркивается принципиальная важность вторичной интерпретации текста, т. е. тот случай, когда исследователь имеет дело с «понятиями о понятиях». В силу этих причин философы всегда обращаются к содержанию, к самой проблеме. Интерпретирующая деятельность субъекта признается фундаментальной и являющейся одной из черт новой парадигмы познания.

Источниковедческий концепт. Наряду с традиционным взглядом на источниковедение существует его новое понимание как взаимодействие источниковедческого синтеза и анализа, в результате которого воссоздается произведение культурологического явления. В связи с этим источник является антропологическим ориентиром гуманитарного знания, а источниковедение выступает в качестве междисциплинарной области в системе гуманитарных наук.

Психологический концепт. Большую ценность представляет разработка психологами различных типов когнитивных структур: «прототипов», «предвосхищающих схем», «фреймов», «сценариев», «когнитивных карт» и других форм категориального смысла. Текст источника воспринимается читателем не только рационально, но и воздействует на его подсознание. Это дает возможность более глубокой коммуникации «человек – текст».
Лингвистический концепт. Трактовку построения знания в тексте источника лингвисты основывают на семантике и концептуализации. Концептуальная стратегия обработки текста увязывается не только со знанием языка, но и знанием мира. Средством для организации знаний стало понятие «схема». К нему обратились для обозначения знаниевых структур текста. Были разработаны различные схемы моделей текста новостей для средств массовой информации, сюжетов различных рассказов и других структур актуальных состояний. В последнее время лингвисты выявили когнитивную структуру эмоций и в связи с этим подвергли изучению эмотивный аспект художественных текстов. Он представляет интерес для многих источниковедов. Эмотивность – лингвистическая характеристика текста, которая тесно связана с эмоциональностью: психологической характеристикой личности.

Психолингвистический концепт. Антропоцентрический подход в лингвистических исследованиях изменил научную парадигму филологии и породил появление междисциплинарных исследований. Одним из таких направлений и стала психолингвистика, для которой важнейшим направлением является изучение языковой картины мира как совокупности знаний о мире. Каким же образом происходит ее восприятие? Восприятие – это прием некоторого первичного сообщения, затем через осмысление идет новый этап понимания, и, наконец, происходит интерпретация: соотнесение со знаниями вне данного текста, с его концептом [1, 233]. Когнитивный аспект психологических и психолингвистических исследований дает дополнительные аргументы для разграничения концептуального и неконцептуального уровней знания и в целом имеет выход на картину мира.

Культурологический концепт. Рассматривая текст источника с культурологических позиций, необходимо уяснить его как явление культуры. Культурологами текст интерпретируется как «первичная данность» и «исходная точка» всех гуманитарных дисциплин. Известно, что смысловые связи в тексте носят предметно-логический характер. Они выступают в диалогической форме и обеспечивают взаимодействие текстов. Оценивая общую значимость текста, его можно считать механизмом памяти культуры. Пограничные понятия текста – это чистые структуры содержания и структура картины мира. Именно подобные рамки позволили выявить связь текста с культурой, определить его социально-коммуникативные функции.

Герменевтический концепт. В исследование процессов осмысления герменевтика включает поиск принципов и методов интерпретации или построения моделей текста. Решение этих задач следует отнести к проблемам общей методологии гуманитарного познания. Понятие «текст» позволяет обнаружить то общее, что есть у истории с другими гуманитарными науками и делает правомерным единый методологический подход к ним. Главными чертами гуманитарного знания являются отсутствие жесткого разделения методов, стремление к оформлению результатов в виде системно структурированных теорий, которые могут быть формализованы. Это относится и к историческому знанию. Предмет науки для историка – это исторический источник. Работа историка связана с изучением, структурированием, интерпретацией текстов. Таковы общие позиции по герменевтическому подходу к анализу исторических источников.

Информационный концепт. Для историков, работающих с любыми видами текстов, принципиально важно знание операциональных методик обработки текста. К наиболее известным методикам следует отнести свертывание и развертывание информации, процедуры извлечения знания из текста источника и его концептуализацию (структурирование). Раскрывая методы извлечения знаний, обычно обращаются к их частному примеру – структурированию знаний. Под структурированностью понимается степень теоретического осмысления и выявление основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области и возникающих на основе знаний о языке, мире и предметных знаний. В связи с этим а) выделяется алгоритм извлечения знаний, служащий методологической основой для проведения текстологических процедур; б) разрабатывается методика извлечения и структурирования знаний; в) определяются стадии структурирования.

Как видим, полидисциплинарный подход к анализу текста исторического источника дает новые возможности для историков. Наиболее эффективными могут оказаться интеграционные модели источников, соединяющие в себе смысловые и образные аспекты информации, охватывающие рациональные и подсознательные возможности коммуникации с источником на разных глубинах его восприятия. Не отвергая традиционных подходов к анализу источников и основываясь на принципе дополнительности, историки, на наш взгляд, вполне могут воспользоваться данными различных гуманитарных наук. Тем более, что исходное теоретико-методологическое понимание значимости текстологических методов для анализа исторических источников в исторических исследованиях уже имеется. Все это в целом выводит на новое понимание роли междисциплинарных связей в восприятии и построении текстов исторической литературы.


1. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. Курс лекций. М., 2001.
2. Медушевская О. М. Становление и развитие источниковедения / Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 1998.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика