Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

В. В. Осин

Украина, г. Днепропетровск

 

История развития социальных и гуманитарных наук представляет собой историю развития применяющихся в них методов. В качестве примера избран(ы) метод(ы) контент-анализа. Целью является экспликация оснований социальных и гуманитарных наук при помощи контент-анализа, рассматриваемого в качестве одного из способов их конституирования и воспроизводства.

Цели и задачи определяют методологию. Процесс выбора направления исследования, особенно в части, касающейся установления того, что именно в науке можно исследовать сквозь призму контент-анализа, также предполагает, что ни одно из явно встречающихся объяснений не может быть принято как действительная причина – только как указание на возможные факторы, обозначаемые подобными объяснениями.

Изначально предполагается не описание существующего положения дел в науке, а, напротив, его деконструкция. Поэтому необходимо отбросить, хотя бы на декларативном уровне, все традиционно применяемые до того в этих рамках «методы», способствовавшие его конституированию и институционализации, и сосредоточиться на тех, которые потенциально могут открыть новые перспективы, тем самым упраздняя «старые», ставшие слишком вещными границы.

Отсюда методологию исследования составляют симптоматическое чтение, создание метафоры и аксиоматический метод. Кроме того, данная работа в силу своего поискового характера является перманентно открытой, когда проблемы не заданы изначально, а постепенно обнаруживаются в процессе проведения исследования. Вследствие этого чрезвычайно затруднительно точно указать и разграничить, какие именно проблемы решаются при помощи того или иного метода: методология исследования представляет собой скорее смешанный в равных пропорциях процесс постоянного использования указанных выше исследовательских стратегий для решения постоянно переформулируемых проблем.

Использование аксиоматического метода и формулирование аксиоматической теории предполагается задуманной нами экспликацией узаконивающих правил науки. Аксиоматическая теория науки в части, конституированной контент-анализом, будет максимально полной и непротиворечивой, а список ее аксиом не будет произвольным.

Подобная теория будет состоять из трех групп аксиом: описывающих политический мир, одновременно создаваемый, исследуемый и преодолеваемый политической наукой в результате применения в ее рамках контент-анализа; устанавливающих социально-психологические особенности (научные убеждения, научную идеологию) исследователей, обусловливающих легитимизацию данного политического мира; факторов, обусловливающих характеристики конкретного процесса конституирования и воспроизводства политической науки.

Формулирование подобных аксиом предполагает выявление «умолчаний» науки, для чего последняя уподобляется тексту. Ядром стратегии по приданию телесности тому, что в науке молчит, является исследовательская стратегия ее симптоматического перепрочитывания, т. е. чтение с целью выявления основополагающего противоречия, недостатков и т. п., показывающих то, что она не говорит или что не может сказать. Симптоматическое (пере)прочитывание, исходя из контент-анализа, представляет собой выявление индикаторов влияния на науку «реальных условий», выявляемых через фиксирование символов-терминов, характеризующих контент-анализ в других научных дисциплинах.

Последней исследовательской стратегией работы является метафоризация, способная привести к окрытию новых перспектив посредством то ли естественного улавливания сходства, то ли более-менее искусственного конструирования подобия между совершенно разными, на первый взгляд, явлениями. В результате применения исследовательской стратегии метафоризации внимание сосредотачивается на самих исследователях, поскольку акцент на иных факторах (сложность и неоднозначность «общественного») приводит только к объяснению ad hoc, когда любая проблема объявляется сложной, как только она в отношении себя продуцирует самые различные мнения. В итоге совершенно исчезают сами исследователи, от степени стремления и способностей которых зачастую зависят и проблемы, и их решения. В свою очередь, определение характеристик части исследователей, работающих в рамках науки, дает возможность установить более общие (общественно-политические) факторы.

Взаимосвязь стратегий и аксиоматического метода заключалась в следующем: стратегии, учитывая во многом произвольный характер выделения аксиом (определения тех или иных утверждений в качестве первичных и истинных), выступили в качестве критерия определения области истинных высказывний; аксиоматический метод рассматривался в качестве того, что задает определенную форму, или структуру, доказательств и изложения результатов.

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика