Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

Социальная и политическая сатира в советском обществе (1918–1939)

 

Скачать

И. Н. Романова

Республика Беларусь, г. Минск

 

Для социалистической культуры явственен глубокий раскол на официоз и андеграунд, обе культуры существовали в значительной степени автономно друг от друга. Однако линия разрыва проходила не горизонтально, а вертикально: деление было не по жанрам («высокие» и «низкие»), а по смысловому наполнению в рамках одних и тех же видов творчества. Сравнительный анализ сатирических произведений официальной и неофициальной культур, а также созданных ими отрицательных образов позволяет выявить, какие недостатки предлагала «видеть» народу власть и что в реальности думал народ по поводу власти и предлагаемых ею объектов для осмеяния, а также что подвергалось отрицанию через осмеяние самим народом. И хотя в большинстве случаев трудно с достаточной степенью достоверности выявить распространенность тех или иных мнений народа, однако даже беглый взгляд на проблему свидетельствует о практически полном несовпадении дискурсов.

В противоположность панегирическому «советскому фольклору», насаждавшемуся искусственно, значительная часть социально-политических произведений подлинно народного творчества посвящена негативным последствиям коллективизации. Некоторые из них более оптимистичные, отмечают недолговременность колхозов, так как крестьяне разбегутся из них либо колхозы развалятся сами по себе.

В фольклоре народ возлагает ответственность за создавшееся положение не на абстрактных врагов народа, как предлагала ему пропаганда, а на конкретных носителей власти. Официальная пропаганда рисовала вождя гениальным, мудрым и дальновидным политиком. Народная же культура посредством создания своего, альтернативного образа правителя, разрушала создаваемый пропагандой имидж вождя: если официальный культ был серьезен, то неофициальный – комичен [3, 175]. Оппозиция народ – вождь обыгрывается в национальных характеристиках (Ленин – еврей, Сталин). Правитель, таким образом, изначально предстает в образе инородца, чужого. «Жидами» объявлялись все коммунисты, а их власть – «жидовской» [1; 3, 130]. Доставалось в частушках и руководителям более мелкого ранга, они предупреждались о неизбежности расплаты.

Как свидетельствуют источники, частушки в оппозиционной народной культуре занимали абсолютно лидирующее положение. Но было и другое. Ответной реакцией народа на быстрое наступление бюрократического новояза и сопутствующих ему малопонятных и малоприятных аббревиатур было возникновение многочисленных и разнообразных их расшифровок, чаще всего с ироническим оттенком: ВЧК – Всякому человеку конец, ВКП(б) – второе крепостное право большевиков, МТС – могила товарища Сталина; ОГПУ – О, Господи, помоги убежать. Органы ГПУ отмечали и большую популярность в народе «издевки над советскими лозунгами».

Частушки более характерны для сельской местности, продуктом городского творчества является анекдот. В 1930-е гг. много анекдотов было на запретную для обсуждения тему репрессий и террора [2, 222].

Народные сатирические произведения имели один источник распространения – передачу «из уст в уста». Официальная сатира представлена на страницах специальных изданий, прежде всего журнала «Крокодил», а также в сатирическо-юмористических рубриках на страницах других газет и журналов. Так, во второй половине 1930-х гг. журнал «Крокодил» постоянно обращался к теме глупости, лености и продажности советских бюрократов. Очень популярной являлась тема блата (при поступлении в университет, получении медицинских справок, мест в домах отдыха и ресторанах; добывание чиновниками для себя и своих знакомых дефицитных товаров и т. д.). Карикатуры и фельетоны показывали, как чиновники отсутствуют на рабочем месте, а если и присутствуют – не слушают граждан, умоляющих выдать им «бумажки». Кроме того, сатира боролась за повышение общекультурного уровня граждан. В 1939 г., в период мимолетной официальной кампании против «ложных доносов», героями сатиры стали доносчики.

Народные сатирические образы противостояли не только официальной пропаганде, но и официальной сатире: последняя исходила из того, что в несовершенстве советской действительности виноваты «отдельные несознательные члены общества», эти недостатки могут и должны быть исправлены, а несознательные элементы – перевоспитаны. Смех же в народных сатирических произведениях имел универсальный характер и был направлен на все и вся. Советская действительность изображалась как мир «чужого», «враждебного», этот мир не мог стать «своим» посредством исправления частностей.


1. Заветные частушки из собрания А. В. Волкова: В 2 т. Т. 1: Политическая частушка. М., 1999.
2. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2001.
3. Davis S. Popular opinion in Stalin’s Russia: terror, propaganda and dissent, 1934–1941. Cambridge, 1997.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   logo1 RUS

BM 2024

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика