Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

«Римский миф»: некоторые вопросы историографии

 

Скачать

А. В. Бирюков

Республика Беларусь, г. Могилев

 

ак называемый «римский миф» сформировался как убежденность всемирно-гражданской, цивилизаторской миссии Рима, призванного управлять покоренными народами и странами ради их же счастья и процветания. Характерный римский пафос государственности и величия родного города постепенно перерос в пафос мирового господства: вселенское владычество стало самоцелью. Эта идея прошла свой долгий путь развития – от слепой самоуверенности римлян в превосходстве над другими народами к официально пропагандируемой государственной властью идеологии Рима-миротворца, Рима-объединителя цивилизованного мира и человечества. В образной форме эту концепцию позднее блестяще выразил Вергилий [Энеида, VI, 851–853].

Складываться «римский миф» начал в III–II вв. до н. э., в эпоху успешных захватнических войн и становления Римской средиземноморской державы. В его структуру тогда вписываются положения о совершенной военной и государственной организации Рима. Эпоха Ранней империи – это время окончательного превращения великодержавных концепций в официальную имперскую идеологию. После победы над многими могущественными государствами вера в особую миссию Рима достигла апогея. Воплощение «римского мифа» официальная пропаганда приписывает Августу: Рим как бы выполнил свое историческое предназначение, установив после многовековой борьбы всеобщий покой и принеся миру «золотой век». Теперь в «римский миф» неразделимо включенными оказались идея империи и личность обожествляемого императора.

Необходимо отметить, что до сих пор в историографии Древнего Рима отсутствуют обобщающие работы, в которых проблемы происхождения и развития «римского мифа» рассматривались бы комплексно. В огромном количестве работ, посвященных древнеримской истории, в той или иной степени затрагиваются лишь отдельные аспекты значительного и интересного явления, каким был «римский миф». Не в последнюю очередь это связано со спецификой источников: в исследовании данной проблемы приходится опираться практически на весь дошедший до нас массив письменных источников, чтобы определить время появления идей, входивших в структуру «римского мифа», направление и содержание их эволюции, отношение к ним современников и т. д. Основные источники, оказавшиеся в нашем распоряжении, в первую очередь представлены сочинениями Полибия, Цицерона, Тита Ливия, Сенеки, Плиния Младшего, Светония, Тацита и Плутарха, а также литературными трудами Энния и Вергилия.

Историография проблемы, как было упомянуто выше, не является обширной. Вопросы римской идеологии и социальной психологии стали предметом рассмотрения в исторической науке еще в XIX в. Следует отметить, что авторам этой эпохи, как зарубежным, так и отечественным, было свойственно восхищение величием и мощью Рима, и в их работах периодически встречается едва ли не пропаганда самого «римского мифа»: говорится о «Вечном Городе», «Золотом Риме», «всемирной монархии римлян», их «всемирно-гражданском государстве», о передовой и цивилизаторской миссии Рима и т. п. [1–3; 5]. Тем не менее в работах этого периода можно встретить важные замечания относительно национального характера римлян, греческого влияния на культурные и религиозные процессы в римском обществе, а также отдельные попытки исследовать идеологическую жизнь Рима.

Вопросы идеологического развития Рима традиционно были предметом внимания в советской историографической науке. «Римский миф» как самостоятельная проблема не рассматривался, однако отдельные его аспекты подробно исследовались в контексте социальной жизни Рима, идеологической и политической борьбы в нем на разных этапах его существования, проблемы кризиса республиканского строя и перехода от республики к империи. Эти вопросы подробно исследованы в работах видных советских историков Н. А. Машкина, С. Л. Утченко, Е. М. Штаерман, М. Л. Гаспарова и др. [4; 6–8; 11–14; 17; 18].

Особую ценность для исследования проблемы «римского мифа» представляют труды, изданные с начала 90-х гг. XX в. Плюралистический подход к истории и включение в область исторических исследований многих ранее не изучавшихся проблем духовной культуры, политической жизни, социальной психологии привели к появлению работ, в центре внимания которых был миф о «золотом веке», образ идеального правителя, политическое мифотворчество правящей элиты, психология масс и другие важные явления, на которые следует опираться при разработке проблемы «римского мифа» в целом [9; 10; 15; 16].

Подводя итог, следует еще раз отметить недостаточную изученность проблемы и отсутствие в историографии, в том числе современной, посвященных ей работ комплексного, обобщающего характера.

1. Гелльвальд. История культуры. Античная культура. Спб., 1898.
2. Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века. Т. 1. Спб., 1902.
3. Дзевялтовский С. Империализм в древнем мире. М., 1919.
4. Егоров А. Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.
5. История человечества. Всемирная история / Под общ. ред. Г. Гельмольта. Т. IV. Спб., б/г.
6. Культура Древнего Рима. Т. 1–2. М., 1985.
7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1980.
8. Машкин Н. А. Принципат Августа. М., 1949.
9. Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.; Калуга, 1994.
10. Немировский А. И. История древнего мира. Античность. Ч. 1–2. М., 2000.
11. Трухина Н. Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н. э.). М., 1986.
12. Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.
13. Утченко С. Л. Еще раз о римской системе ценностей // Вестник древней истории. 1974. № 4.
14. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима (III–I вв. до н. э.). М., 1977.
15. Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме: В 2 ч. Новосибирск, 1992–1994.
16. Шалимов О. А. Образ идеального правителя в Древнем Риме (середина I – начало II вв. н. э.). М., 2000.
17. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975.
18. Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1961.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика