Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

Организация торгового мореплавания и судостроения Венецианской республики (историография вопроса)

 

Скачать

М. Я. Фролова

Республика Беларусь, г. Минск

 

Российская и западноевропейская историография в достаточной степени отражает все аспекты истории Венецианской республики вплоть до ее падения в 1797 г. Ее роль в создании системы международных торговых связей эпохи Средневековья исследована достаточно подробно. Хорошо изучена колониальная политика Венеции [1], а также имеется большое количество общих работ по экономической истории республики Св. Марка [2]. В последнее время благодаря введению в научный оборот новых источников (например, публикация капитуляриев Оффиции экстраординариев, осуществленная научно-исследовательской лабораторией С. П. Карпова [3]) стало возможным более пристальное изучение навигационной и налоговой политики, а также деятельности государственных органов, призванных обеспечить контроль за соблюдением законодательных норм в этой сфере.

Тем не менее остается еще немало вопросов в истории венецианского торгового мореплавания, которые нуждаются в разработке. В первую очередь речь идет об организации постройки судов, их продаже, аренде и об организации самих рейсов. Система инканти, на которой базировалось практически все государственное торговое судоходство Венеции, долгое время оставалась в стороне от научного рассмотрения. Эта система окончательно утвердилась в 1330 г. Суть ее заключалась в том, что венецианское государство строило и оснащало судно (галеру), устанавливало маршрут, по которому оно должно было следовать, и объявляло аукцион. Выигравший в нем обязывался внести коммуне определенную в результате торгов сумму и принимал на себя расходы по осуществлению навигации, получая взамен фрахт с грузов. Вся эта процедура и сама сумма назывались «инканто». Государство, кроме того, обеспечивало эскорт военных судов и давало арендаторам субсидии.

Еще в начале 80-х гг. прошлого столетия эту проблему начал исследовать С. П. Карпов. В своей работе «Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII–XV вв.» он приводит график инканти 1332–1368 гг. и 1369–1406 гг. [4]. В 1994 г. вышла еще одна его монография, в которой наряду с другими вопросами торговой навигации рассматривается и система инканти [5]. В 1995 г. вышла работа Д. Штэкли, целиком посвященная системе инканти и основанная на анализе инструкций патронам галер «линии», как одного из главных и наиболее содержательных источников по теме. На данный момент лишь эти две работы составляют историографический багаж проблемы [6].

Довольно малоизученным вопросом остается деятельность коммунальных (за исключением Арсенала) и частных верфей. Работа А. К. Дживелегова «Торговля на Западе в средние века» является одной из немногих российских работ, затрагивающих организационные вопросы венецианской морской торговли, а именно комплектацию и отправку эскадр в различные регионы Европы и Востока [7]. Можно также назвать работу Дж. Луццатто «Экономическая история Италии», в которой анализируются особенности частного судостроения (организация паевых товариществ и т. д.) в итальянских городах-республиках, в том числе и в Венеции [8]. Луццатто также является автором специальной монографии по венецианскому кораблестроению [9]. Необходимо заметить, что негосударственная постройка судов исследована значительно хуже, чем коммунальная. Поскольку на государственных верфях строились главным образом весельные суда, а на частных – парусники, то изучение средневекового парусного судостроения как в техническом, так и в организационном плане приобретает еще большую актуальность.

Большой вклад в исследование данной проблемы внес американский ученый Ф. Лэйн, который уделил должное внимание постройке «круглых» кораблей и процентному соотношению парусников и галер в венецианском торговом флоте [10].

Значительную научную ценность имеет статья Н. А. Фионовой «Венецианское кораблестроение в XIII–XV вв.», в которой анализируется деятельность Арсенала – главной венецианской государственной судоверфи. На основе архивных документов рассматривается работа цехов этого уникального промышленного предприятия с момента его основания в 1104 г. Помимо этого дается беглая характеристика численности и наиболее популярных типов грузовых судов [11].

Организация торгового судостроения и мореплавания Венецианской республики является неотъемлемой частью экономической и политической истории средиземноморского региона и всего средневекового мира. Ее серьезное изучение необходимо для всестороннего и глубокого понимания динамики международных торговых отношений, а также для истории флота. Как видно из всего вышесказанного, эта проблема ждет комплексного монографического исследования.


1. Dudan B. Il dominio veneziano di Levante. Bolongna, 1938; Manfroni C. I colonizzatori italiani durante il Medio Evo e il Rinascimento. Roma, 1933; Thiririet F. La Romanie Venitienne au moyen age. Paris, 1959.
2. Luzzatto G. Studi di storia economica veneziana/ Padova/ 1954; Cessi R. Politica ed economica di Venezia nel Trecento/ Roma 1952.
3. Капитулярии Оффиции экстраординариев, содержащие постановления Сената и Большого Совета о навигации в Черном море (ASV Сinque Savi alla mercanzia) // Причерноморье в средние века / Под ред. С. П. Карпова. Вып. 5. М., СПб., 1995.
4. Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII–XV вв. М., 1981.
5. Карпов С. П. Путями средневековых мореходов (Черноморская навигация Венецианской республики). М., 1994.
6. Stöckly D. Le sisteme de l'incanto des galees du marche a Venise ( fin XII – milieu XV siecle) Leiden, 1995.
7. Дживелегов А. К. Торговля на западе в средние века. Спб., 1904.
8. Луццатто Дж. Экономическая история Италии. Античность и средние века. М., 1954.
9. Luzzatto G. Per la storia delle costruzioni navali a Venezia. Venezia, 1925.
10. Lane F. C. Venetian ships and shipbuilding. Baltimore, 1934.
11. Фионова Н. А. Венецианское кораблестроение в XIII–XV вв. // Уч. зап. Горьк. ун-та. Из истории соц.-эконом. и полит. развития стран Западной Европы в XI–XVII вв. Вып. 109. Горький, 1971.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   logo1 RUS

BM 2024

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика