Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

Понятие женской культуры: продуктивность для исторического знания

 

Скачать

М. Ч. ГАРДУКЕВИЧ

Республика Беларусь, г. Минск

 

В западной парадигме исследования женская культура рассматривается в контексте женского искусства, женских ценностей, социальных изменений, отношений с доминирующей культурой.

Предпосылкой изучения истории женщин стали работы О. Вейнингера и Ф. Ницше, изданные в Германии в конце ХIХ в., в которых показано, что женщина играет второстепенную роль в истории, является «низшим продуктом эволюционной лестницы» [2, 193]. Эти работы послужили поводом для того, чтобы задуматься над своей жизнью, ролью и местом в истории. Историк Боннского университета Аннета Кун считала, что «без истории женщины бессильны перед патриархатом. Женщинам нужна их история для самоопределения и идентификации» [2, 194]. Она явилась инициатором публикаций восьми томов «Женщины в истории», рассматривает историю женщин как своеобразную женскую культуру.

Одним из первых, кто затронул вопрос о женской (европейской) культуре, является немецкий философ и социолог Георг Зиммель, который развивал свои идеи в соответствии с феминистским движением своего времени. Он отмечал, что уравнивание женской и мужской культуры не означает механическое уравнивание в правах, профессиях, поведении женщин. Зиммель описывает специфические свойства женского пола, которые составляют уникальность женской сущности и проявляются в их творчестве. Одним из существенных компонентов женской культуры является дом. Домашнее пространство для мужчины означает часть жизни, а для женщины – это скорее некая целостность. Именно поэтому у женщины возникает особый способ восприятия пространства, что находит свое подтверждение в тех видах искусства женщин, где формирование пространства играет существенную роль. Благодаря иной способности женщин видеть исторический мир посредством интерпретации женщин мог бы быть представлен иначе. В своей работе он отмечает, что женщина может выступать не только в роли вдохновительницы, музы, но и в качестве самостоятельного субъекта творческого процесса.

Дальнейшее развитие понятия «женская культура» происходило параллельно с развитием «исторической феминологии». К концу 1960-х гг. «историческая феминология» признала женщин «невидимыми» в истории, поэтому уже в начале 1970-х гг. исследования были направлены на поиск имен «забытых женщин». В середине 1970-х гг. произошло «сближение истории с феминистской идеологией», что проявилось в отказе от мужской парадигмы исследования [3, 49].

Американскими исследовательницами в середине 1970-х гг. развивается теоретическая платформа феминистской критики искусства. Искусство стало рассматриваться не как свободная сфера деятельности, а как сфера, на которую оказывают влияние социальные институты, политика, религия. Наиболее важной работой, которая определила направления развития феминисткой критики, стал текст американского историка искусства Линды Нохлин «Почему среди художников нет великих мастеров женского пола» (1971). Она подорвала миф о великом художнике, показала «силу социальных и экономических конвенций, определяющих тех, кто способен создавать искусство и достичь известности. Миф о художественном гении служит для того, чтобы десоциализировать производство искусства, замаскировать факты привилегий и конвенций, которые регулируют доступ к образованию» [4, 57].

Разработка понятия женской культуры помогла бы взглянуть на историю женщин с новых, еще не известных позиций. Само понятие женской культуры в нашей культуре остается неразработанным, хотя эта проблема становится все более актуальной. Безусловно, не следует осуществлять некритическое заимствование языка и тематики западной теории для анализа своих культурных реалий, необходимо выработать модели, методологии, касающиеся белорусской культуры.


1. Зиммель Г. Женская культура // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.
2. Кайдаш С. О «женской культуре» // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
3. Пушкарева Н. Л. Как сделали женщин видимыми // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И. Р. Чикаловой. Мн., 2001.
4. Pollock. G. Art, Artists and Women // Critical studies and modern art/ ed.by L.Dawtrey. The Open University, 1996.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика