Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

Н. В. Кушнер

Республика Беларусь, г. Минск

 

Уже более тридцати лет в исторической науке исследователи разрабатывают разнообразные темы, связанные с положением женщин в разных странах и в разные эпохи, их ролью в семье, общественной жизни, политике. История суфражистского движения рассматривается в рамках исследования общественных движений, деятельности политических партий, проблем социального реформирования.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., не устанавливала избирательных ограничений, передавая этот вопрос на рассмотрение штатов, чтобы они определяли требования в каждом конкретном случае (статья I, раздел 2). Предполагалось, что количество избирателей будет настолько широким, насколько это возможно, но в то же время к избирателям предъявлялся ряд требований, главным из которых был имущественный ценз. По мере того как штаты по очереди отменяли или смягчали свои требования, избирательное право расширялось на белых мужчин, однако в масштабах страны процесс этот занял более сорока лет. К 1828 г. имущественный ценз сохранялся только в 3 штатах (Род-Айленд, Виргиния и Луизиана) из 24 [2, 107]. Входящие в Союз новые штаты были более либеральны в данном вопросе: они предоставляли избирательное право всем белым свободным мужчинам старше 21 года.

Только один штат – Нью-Джерси – предоставил по своей конституции 1776 г. избирательное право всем свободным жителям старше 21 года, имевшим собственность стоимостью 50 фунтов [4, 349]. Женщины в этом штате реализовывали свое избирательное право до 1807 г., когда специальным законом были его лишены. С 1807 г. ни в одном штате женщины не принимали участия в выборах.

В 1840-х гг. значительный приток иммигрантов из Ирландии и Германии привел к ужесточению в некоторых восточных штатах образовательного ценза, однако западные и южные штаты стремились привлечь поселенцев, предоставляя им избирательное право независимо от наличия гражданства. Избирательное право все более преодолевало социальные границы, по мере того как участвовать в политической жизни страны могли малоимущие слои населения. В то же время принцип «нет налогообложения без представительства» нарушался по отношению к женщинам, занимавшим высокое социальное положение, самостоятельно уплачивавшим налоги и претендовавшим на более широкие возможности участия в общественной жизни страны. Многие из них в 1830-е гг. становятся активистками аболиционистского, а с 1848 г., когда состоялся первый съезд по правам женщин в г. Сенека-Фоллс, самостоятельного женского движения.

Еще одной категорией возможных избирателей были свободные афро-американцы, составлявшие по переписи 1790 г. около 8 % негритянского населения страны, однако до середины XIX в. лишенные избирательных прав не только в рабовладельческих штатах, но и в свободных северо-восточных [4, 343]. Результатом Гражданской войны (1861–1865 гг.) стало принятие XIV и XV поправок к Конституции США, предоставивших избирательное право бывшим рабам, а также дополнительно закрепившим в тексте Конституции это право исключительно за мужчинами. До этого момента исключение женщин из политической жизни страны базировалось на «консенсусе молчания»: политические права им не предоставлялись, однако и не блокировались в силу нейтрального текста Конституции [5, 123]. Теперь же в Конституцию было внесено слово «мужчина», и для предоставления женщинам избирательного права требовалось принятие соответствующей поправки к Конституции.

В американском обществе XIX в. в силе оставались традиции, когда под «индивидуумом» рассматривали главу семьи, который представлял интересы всех ее членов. Сферой деятельности женщин были домашние и благотворительные дела, а мужчин – политика. Избирательное право как раз и являлось символом участия в политической жизни страны. Многие суфражистки считали, что с предоставлением женщинам этого права они обретут собственный голос в жизни страны и смогут инициировать различные социальные и политические реформы. Даже сам процесс голосования изменялся с предоставлением женщинам избирательного права: места для голосования нужно было перемещать из салонов и парикмахерских в школы, церкви и другие общественные места [3, 95].

Суфражистское движение начало разрушать тот барьер, который отделял публичный мир мужчин от приватного мира женщин. С предоставлением женщинам всех прав граждан они начали участвовать в общественной жизни страны в новой роли, переходя от специфической женской благотворительности к прямому, индивидуальному политическому участию.

Предоставлению женщинам избирательного права в масштабе всей страны содействовало постепенное принятие соответствующих поправок к конституциям отдельных штатов. Вайоминг (1890), Колорадо (1893), Айдахо и Юта (1896) первыми предоставили женщинам избирательное право. Считается, что этому способствовала особенная атмосфера жизни на новых территориях. На Западе концепция «истинной женственности» в ее традиционном для американского общества понимании переставала действовать. В нестабильной и быстро меняющейся обстановке мужчины и женщины вместе преодолевали трудности, что делало приграничное общество более демократичным. К тому же женщины считались наиболее добропорядочными гражданами этого общества, и власти не без основания полагали, что такая мера привлечет новые семьи поселенцев.

Другие штаты начали предоставлять женщинам избирательное право с 1910 г. К 1919 г. уже 16 штатов предоставили женщинам полное избирательное право, и еще 10 – право голосовать на президентских выборах. Вопрос о принятии федеральной поправки к Конституции США и ее дальнейшей ратификации штатами оставался довольно сложным, т. к. южные штаты, узаконившие после Реконструкции (1865–1877) образовательный ценз для избирателей, фактически лишили права голоса 90 % афро-американского населения. В условиях дальнейшего расширения избирательного права появлялась угроза пересмотра и отмены такого рода ограничений, поэтому демократы из южных штатов старались заблокировать принятие, а потом и ратификацию XIX поправки к Конституции США, по которой женщины страны получали избирательное право.

И все же она была принята в 1919 г. и ратифицирована в 1920 г. Вопрос о праве на участие в политической жизни для большинства граждан страны (белых мужчин и женщин) был решен. Однако если предоставление мужчинам избирательного права заняло около 40 лет и реализовывалось на уровне штатов, то женщины получили его только спустя 130 лет после принятия Конституции, и для этого понадобилась мобилизация всех сил для принятия конституционной поправки.


1. Введение в гендерные исследования. Ч. I. / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков; СПб., 2001.
2. Согрин В.В. Политическая история США. XVII– XX вв. М., 2001.
3. Banner L. M. Women in modern America: a brief history. Philadelphia, 1984.
4. Encyclopedia of the United States in the Nineteenth Century / Ed. P. Finkelman. Vol. III. New York, 2001.
5. Political parties and elections in the United States: An Encyclopedia / Ed. L. Sandy Maisel. New York; London, 1991.

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика