Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

П. В. Маркевич

Республика Беларусь, г. Минск

 

Кризис в Северной Ирландии – яркий пример, подтверждающий истинность теории психоанализа [2]. В связи с высоким уровнем насилия здесь широко распространены неврозы, и весь уклад жизни является невротизирующим. Неврозы связаны с частыми террористическими актами (в среднем раз в два-три дня). Каждый день горожане видят на улицах городов многочисленные развалины, вооруженных солдат, постоянные обыски и аресты и т. д. [1].

Вместе с тем ольстерское общество обладает высокой степенью религиозности, что предполагает подавление либидо. Это вызывает чувство репрессии. Сублимацией подавляемого либидо служит насилие, в значительной степени имеющее ритуализованную форму. Терроризм в значительной степени служит выходом для либидо, поскольку при совершении терактов сексуальное насилие считается допустимым, что снимает сексуальную неудовлетворенность лиц, участвующих в террористической деятельности.

Кроме того, на высокий уровень терроризма среди представителей ирландской общины влияет постоянно испытываемое ими чувство фрустрации. В Ольстере до сих пор в значительной степени сохранилась дискриминация ирландцев в вопросах трудоустройства, заработной платы, жилищных условий [3, 23–25].

Все эти явления порождают неудовлетворенность своим положением и стремление изменить его самыми радикальными методами. Многие ирландцы не видят иного выхода, кроме вооруженной борьбы за объединение Ирландии, в которой, они надеются, исчезнут причины, порождающие у них чувство фрустрации и значительную часть неврозов. При изучении проблемы полезен метод моделирования, создание модели взаимодействия поколений, основанной на психогенетической теории истории Ллойда де Моса. Наиболее распространенной в Ольстере является социализирующая модель. Ребенка с младенчества учат быть в первую очередь членом своей общины, стремятся, чтобы он, как говорится, с молоком матери впитывал религиозные и социальные традиции католиков или протестантов. Эта система воспитания играет огромную роль в передаче ксенофобии, восприятия насилия и терроризма подрастающим поколением. Такой характер социализации связан в значительной степени с патологическим характером ольстерского общества.

В исследовании террологических аспектов ольстерского конфликта применим также анализ групповых фантазий – совокупности бессознательно распределяемых положений, выраженных в символической форме. Большой материал для анализа дают настенные визуальные изображения – граффити, рисуемые сторонниками различных террористических группировок (IRA, UDA, UVF и др.) [4]. Среди изображений преобладают мужские символы и вообще символы, дающие ощущение силы. Зачастую изображено огнестрельное оружие (практически всегда) – один из самых ярких мужских символов; террористы в масках на голове, национальные символы (флаги, изображения исторических личностей и др.). Все это изображается на стене, которая выступает как символ сплоченной террористической группировки, единство которой невозможно ничем разрушить. Каждый член общины (католической или протестантской) воспринимается как еще один камень в стене.

Все это отражает состояние ольстерского общества, для которого характерна высокая степень насилия, конфликтность, бескомпромиссность и нетерпимость как синонимы высокой гражданственности, патриотизма и политической зрелости. Можно сказать и больше: терроризм в Ольстере фактически стал частью культуры, оказывающей огромное влияние на существование североирландского социума.


1. Бирюков И. Д. Ольстер – кризис британской империалистической политики. М., 1985.
2. Де Моз Л. Психоистория. Ростов-н / Д, 2000.
3. Орлова М. Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994.
4. Граффити республиканцев (http://varyag-stunts.narod.ru/victoryIRA.jpg).

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика