П. Т. Петриков
Республика Беларусь, г. Минск
В историко-правовой науке имеются различные определения государства. Советские ученые пользовались марксистско-ленинской его трактовкой, исходящей из классового характера государства как основного орудия политической власти в обществе. Однако независимо от классового или иного подхода основными признаками государства является наличие механизма государства, особой системы органов и учреждений; современных правовых норм; территории, на которую распространяется государственная юрисдикция.
Если рассматривать работы белорусских ученых с учетом этих признаков, то напрашивается следующий основной вывод: первым национальным независимым и суверенным государством белорусского народа стала Белорусская Советская Социалистическая Республика, созданная в январе 1919 г. Этот вывод занял прочное место во всех работах белорусских советских историков и правоведов. Его оспаривали общественно-политические деятели, ссылаясь на провозглашение БНР, и продолжают оспаривать те историки, которые пальму первенства отдают не БССР, а БНР.
В начале 1990-х гг. начался процесс реанимации БНР и критики БССР как несамостоятельного и зависимого от Центра государства. При этом некоторые историки делали акцент на демократическом характере БНР, ее народности, широкой культурно-просветительной деятельности, на ее признании будто бы многими государствами и т. д. В целом складывалась картина, что БНР – это национально-демократическое государство, а БССР – навязанная белорусам чужеродными большевиками тоталитарная власть. При этом замалчивался и замалчивается буржуазный характер БНР, созданной для борьбы с социалистическими преобразованиями в Беларуси.
В опубликованной автором статье был поставлен и дан аргументированный ответ на вопрос: «Была ли БНР государством?» (Советская Белоруссия. 1993. 25 марта). Обращено внимание на то, что БНР не имела границ, к тому же признанных соседними государствами, у нее не было конституции, местных органов власти, бюджетно-финансовой и налоговой системы, армии, полиции, судов и других государственных «компонентов». При такой объективной характеристике БНР становилось вполне очевидным, что она вообще не была государством.
Но факт провозглашения БНР отрицать нельзя. Поэтому в статье высказывалось, что БНР была провозглашена, но государством в силу ряда причин не стала, а БССР не только провозглашена, но и создана как реально существовавшее национально суверенное государство. Такое толкование, по нашей оценке, получает все большую поддержку в научной среде.
Но если национальное независимое Белорусское государство было создано впервые в 1919 г., то как быть с государственностью белорусов на протяжении предыдущих столетий? Не жили же наши предки вне государственных образований? Конечно, нет. В досоветской и советской, в том числе белорусской, историографии история Беларуси излагалась как органическая часть истории Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи. Эта научно-концептуальная и методологическая основа должна и впредь сохраняться для дальнейшего позитивного развития белорусской исторической науки.
Тем не менее с началом 1990-х гг. такая концепция подверглась серьезной трансформации. На смену официальной «Гісторыі Беларускай ССР» в 5-ти томах пришли подготовленные Институтом истории Академии наук Беларуси официальные «Нарысы гісторыі Беларусі» в 2-х частях. В этом обобщающем труде для Киевской Руси уже не нашлось места. Более того, под влиянием «Нарысаў» во многих других работах белорусских историков Киевская Русь была предана забвению.
На пьедестале «белорусскости» возвысилось Великое княжество Литовское, Русское и иных земель, к тому же под названиями «Літоўска-Беларускае», «Беларуска-Літоўскае», «Беларускае гаспадарства» и даже «Беларуская імперыя». Можно, конечно, вести речь об этническом характере ВКЛ, месте и роли в нем белорусских земель, белорусского истеблишмента и т. д., но недопустимо менять бывшее официальное название организации, учреждения, а тем более государства.
Учитывая наличие обширной литературы и степень научной разработки, мы предлагаем следующую концепцию дальнейшего плодотворного изучения белорусской государственности.
Первым для белорусов государством было восточнославянское Древнерусское государство, или Киевская Русь. Верховная власть в нем принадлежала великому князю Руси со столицей в Киеве. Полоцкое, Туровское, Друцкое и другие «белорусские» княжества были зависимой, наряду с другими, частью Киевской Руси. В этом государстве сложилась древнерусская народность, духовно-нравственную сущность которой красноречиво отражают, в числе других ее признаков, величественные по тому времени Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Полоцкое княжество не было «асяродкам (сердцевиной) беларускай дзяржаўнасці». Оно не стремилось выполнять эту роль и не проводило политику объединения вокруг себя других княжеств. Более того, Всеслав Чародей в конце своего правления раздробил Полоцкое княжество на уделы, передав их своим сыновьям. Подменять же княжеский сепаратизм Всеслава Чародея борьбой за «незалежнасць» Полоцка от Киева нет оснований, ибо «незалежнікі» в конце концов привели к развалу Древнерусского государства. А вот об активном положительном влиянии «белорусов» в Киевской Руси следует говорить во весь голос: наша Рогнеда была великой княгиней в Киеве, ее сын Ярослав Мудрый оставил глубокий след в истории Киевской Руси, а Всеслав Чародей был одно время даже великим князем в Киеве.
После распада Киевской Руси и потери единого восточнославянского государственного центра белорусские княжества стали участвовать в строительстве нового государства – Великого княжества Литовского и Русского. Этот процесс шел под верховной властью великих князей литовских. Искать у них русские (белорусские) корни, объявлять великого князя ВКЛ Миндовга «беларускім князем» – занятие не научное, а национально пристрастное с целью «вылепить» из ВКЛ только «Беларускую дзяржаву».
Высшая власть в Великом княжестве Литовском, а затем Речи Посполитой оказалась в этнополитической и религиозной основе чуждой для исторической перспективы белорусского народа. Древнерусский (древнебелорусский) язык постепенно потерял в ВКЛ свое официальное значение, а в Речи Посполитой вообще исключен из государственного делопроизводства. В ВКЛ, в том числе и на белорусских землях, официальным стал польский язык. Это негативно сказалось на развитии культуры белорусского народа.
Тяжелые последствия оказал также переход белорусской шляхты в католичество, усвоение ею польского языка и культуры и ее трансформация из белорусов в поляков. В итоге к концу XVIII в. белорусский этнос оказался практически без своей элиты, интеллигенции, школ, литературного языка, книгопечатания. В Речи Посполитой он был обречен на полонизацию, этническое вымирание и исчезновение с карты Европы.
В конце XVIII в. после разделов Речи Посполитой, присоединения белорусских земель к России и воссоединения белорусов с русским народом в едином государстве со столицей в Москве белорусский народ стал субъектом нового государства – Российской империи. Такое изменение нашей государственности оказало благотворное влияние на возрождение и дальнейшее развитие белорусского этноса.
Белорусы стали частью титульной нации, были приобщены к родственной и богатой русской культуре. Царское правительство приостановило полонизацию белорусов и их окатоличивание. Униаты были воссоединены с православием. На основе вынужденной вначале русификации (своего литературного языка, интеллигенции, национальной системы образования и т. д. белорусы не имели) из среды белорусов вышли такие выдающиеся ученые, как Е. Р. Романов и Е. Ф. Карский. Был заново создан белорусский литературный язык, всему миру стали известны Янка Купала и Якуб Колас.
В 1918 г., после победы Октябрьской социалистической революции, на буржуазной основе была провозглашена БНР. Но реализовать эту возможность и построить реальное государство не удалось. Национально отдельное от соседей, независимое и суверенное государство белорусского народа в форме БССР было создано на советской основе в 1919 г. Оно просуществовало до 1991 г.
Вхождение БССР в СССР на равноправной основе с другими советскими республиками не изменяло юридический и фактический статус БССР в качестве самостоятельного и суверенного государства. Добровольная передача союзными республиками в ведение СССР некоторых важных прав и полномочий (внешних сношений, обороны, путей сообщения и др.) не тормозило, а способствовало ускоренному социально-экономическому и культурному развитию всех членов Союза ССР. Конечно, в кольце капиталистического окружения, с учетом надвигавшейся фашистской агрессии против СССР взаимоотношения местных и центральных органов власти не всегда были оптимальными. Это особенно ярко проявилось в необоснованных государственных репрессиях общесоюзного масштаба по политическим мотивам, в ускоренной, а потому во многом насильственной, коллективизации, некоторых сферах национально-культурной политики.
Республика Беларусь стала «полностью» независимым и суверенным государством. Но после развала СССР такая независимость обернулась катастрофическим падением жизненного уровня подавляющей массы населения. За блага демократии не на советской, а рыночно-капиталистической основе гражданам БССР пришлось заплатить высокую цену. Только с середины 1990-х гг., после избрания первым Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, наше независимое государство стало постепенно преодолевать тяжелейшие последствия системного социально-экономического, государственно-политического и нравственно-культурного кризиса.
Государственное строительство Республики Беларусь осуществляется в сложных внутренних и международных условиях. Предстоит дальнейшая демократизация деятельности всех институтов власти, разработка государственной идеологии и национальной идеи, развитие экономики и культуры, значительное повышение уровня жизни народа. Важными остаются усилия по созданию равноправного Союза Беларуси и России, участие в СНГ, соглашениях с другими государствами.