Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

Л. И. Цацура

Республика Беларусь, г. Минск

 

Несмотря на то, что II в. явился для Римской империи кульминацией ее развития, в сознании жителей империи росло чувство неудовлетворенности, разочарования, отчуждения и оторванности. Традиционная пропаганда «римского мифа» и связанного с ним императорского культа, по-прежнему стоявшая в основе религиозной политики императоров, уже не могла вдохновлять население Рима. Почитание императорского культа становится лишь чисто внешней, хотя и обязательной, формальностью.

Вместе с тем усилившаяся религиозность сознания требовала выхода, и во всех сословиях начинаются религиозные поиски, протекавшие в «верхах» и «низах» общества, но по-разному. Бедняки, вольноотпущенники и рабы почитали богов, которые не играли важной роли в официальной религии. Среди высших слоев религиозные учения переплетались с интересом к популярным философским течениям. Характерной чертой религиозной обстановки была популярность ряда восточных синкретических культов с их обрядовыми комплексами мистерий. Распространялась вера в бессмертие души, загробную награду и кару.

При всем разнообразии эти религиозные поиски, тем не менее, вели к общему результату: необходимости единого, верховного бога. Таким образом в Римской империи готовилась почва для восприятия христианства.

В самом христианстве во II в. шли сложные внутренние процессы. Главным содержанием его идеологического развития в это время было осознание себя как нового религиозного учения, противостоящего и многобожным религиям античного мира и иудаизму. Вырабатывалась христианская догматика, этика, отбирались писания, которые признавались священными. Параллельно этому процессу и в тесной связи с ним складывалась церковная организация, противоположная древней религиозной общине, основанной на авторитете пророков, проповедовавших откровения, и апостолов, повторявших устную традицию, восходившую, по их словам, к самому Иисусу.

Уже в это время в христианстве намечается тенденция к сосуществованию с Римской империей. Христиане, оправдывая власть императора, хотели быть его верными подданными. Такого же отношения ждали они и к себе. Но отношение внешнего мира к христианству было неоднозначным.

Проследив за репрессивными актами против христиан во II в., можно отметить, что отдельного христианского направления для римских властей не существовало. Какого-либо закона, направленного специально против христиан, не было. Не было и общеимперских гонений. Императоры еще не отделяли христианство от других тайных культов, которые казались им опасными. Они боролись со всеми культами. Христианской проблемы как таковой для Антонинов не существовало. Гонения носили локальный характер и были либо результатом проверки на лояльность, либо ненависти со стороны фанатично настроенной деклассированной толпы.

Случаи преследования были более частыми в провинциях, чем в столице. Особенно это касается Азии, Иудеи, Галлии, т. е. тех областей, где во II в. шло быстрое распространение христианства. Инициаторами гонений обычно выступали местные власти и, в меньшей степени, массы. Тертуллиан упоминает целый перечень имен провинциальных наместников, при которых христиане подвергались преследованиям [5, II, 4].

Поведение христиан казалось подозрительным их современникам. Часто христиане проводили свои тайные собрания по ночам в тех местах, где не было соприкосновения с языческим миром. Плиний Младший пишет о том, что вифинские христиане собирались «до рассвета» [3, Х, 96].

Противники христиан упорно обвиняли их в том, что они составляют «тайные сообщества», вместо того, чтобы воздвигать жертвенники, статуи и храмы. Минуций Феликс приводит слова язычника, который спрашивал: «В самом деле, для чего они всячески стараются скрывать и делать тайною для других то, что они почитают, когда похвальные дела совершаются обыкновенно открыто и скрываются только дела преступные?» [2, Х]

Многим, даже самым образованным людям казалось, что отказ от публичных празднеств и жертвоприношений скрывает какие-то тайные страшные обряды. Ведь, как считает И. С. Свенцицкая, публичность всей жизни, не только общественной, но и частной, была неотъемлемой частью античных представлений о добропорядочности и патриотизме [4, 103]. К тому же среди сторонников христианства преобладали представители социальных низов: рабы, вольноотпущенники, торговцы. Современникам ранних христиан были непонятны принципы, объединявшие этих людей, называвших себя братьями и сестрами.

Для того чтобы доказать свою лояльность властям, все жители Римской империи должны были совершать жертвоприношения перед статуями императора. Но христиане отказывались поклоняться этому культу. Они признавали лишь одну жертву – крестную смерть Иисуса Христа. Проблема «идоложертвенного» существовала всегда, пока христиане жили бок о бок с язычниками. И она не раз являлась, как считает М. М. Кубланов, «своего рода демонстрацией», «горделивой пропагандой» христианских вероучительных идей, которая производила, особенно при судебных разбирательствах, немалое впечатление и на противников, и на единоверцев [1, 123].

Пока среди христиан преобладали рабы, вольноотпущенники, переселенцы, их неучастие в общественной жизни было не очень заметно. Но со второй половины II в. отрицательное отношение христиан к государственным должностям, а затем и к службе в армии стало определенной проблемой. Естественно, все это вызывало отрицательное отношение к христианству со стороны верхних слоев римского общества.

У многочисленного люмпен-пролетариата были свои поводы для недовольства христианами. С одной стороны, христианские общины боролись против паразитической психологии, развивавшейся среди деклассированных людей античных городов, людей, которые презирали труд и надеялись прожить за счет подачек. С другой стороны, отрицательное отношение ранних христиан к богатству с течением времени переходит в практическую плоскость, когда имущим христианам рекомендуется давать милостыню своим неимущим собратьям, что вызывало зависть местного люмпена.

Массы видели в христианах врагов своих богов и даже считали их безбожниками. Ненависть толпы возрастала во время каких-либо общественных бедствий. Распространялись слухи, что они вызываются отступничеством христиан от богов и тайным колдовством. Иногда толпу специально натравливали на христиан, чтобы дать выход стихийному недовольству.

Некоторую роль среди противников христианства, вероятно, сыграли и их конкуренты – жрецы различных культов, ремесленники, изготавливавшие разнообразные предметы культового обихода, гадатели и др.

1. Кубланов М. М. Возникновение христианства. М., 1974.

2. Минуций Феликс. Октавий // Сочинения древних христианских апологетов. Спб., 1895.
3. Плиний Мл. Письма. М., 1984.
4. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.
5. Тертуллиан. Творения. Ч. 1–2. Спб., 1847.

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика