Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ (30-е – начало 40-х гг. XIX в.)

 

Скачать

Н. Е. ОРЛОВА

Республика Беларусь, г. Минск

 

Промышленный переворот, буржуазные революции в США и во Франции последней трети XVIII в. обозначили важный рубеж в истории стран Запада. Открывалась эпоха индустриального общества и давался мощный толчок модернизационному процессу. Одновременно в развитии западных стран обнаружились многие противоречия и проблемы и неудовлетворительное состояние народного образования. Значительно повысив социальные функции школы, индустриализация выявила несоответствие средневековой системы просвещения потребностям промышленного капитализма на Западе. В новых условиях возникла необходимость глубокого реформирования сферы образования, направленного на создание общенациональной системы массового обучения. Задачу подобного масштаба реально могли решить только государственные структуры.

В этой связи особый интерес представляет пример ведущей промышленной державы мира – Англии. Первые практические шаги в области образования низших слоев английского общества были предприняты в начале XIX в. В рамках фабричного законодательства власти обозначили усилия по организации обучения занятых на производстве детей. Вопрос образования широких масс населения впервые был рассмотрен в парламенте как самостоятельная проблема [3; 4]. Однако подобные эпизодические меры не представляли собой какой-либо системы. Государственная политика в области образования в Англии стала таковой лишь после принятия парламентской реформы 1832 г., предоставившей избирательные права английской буржуазии.

Реформированный парламент уже постоянно держал в поле зрения проблему образования народа, регулярно обсуждая ее на своих заседаниях и ставя соответствующие вопросы в практическое русло. В первую очередь была продолжена деятельность по линии фабричного законодательства, в рамках которого предпринимались попытки создания системы начального обучения занятых на производстве детей. Так, в 1833 г. для всех работавших на текстильных фабриках детей и подростков было предусмотрено сокращение рабочего дня (соответственно до 8 и 12 часов) и введение обязательных ежедневных двухчасовых занятий. При этом намечались определенные гарантии по выполнению данного закона посредством создания института фабричной инспекции (в обязанности последней входило обследование условий труда и учебы детей) [4]. Важной правительственной мерой в области образования детей неимущих слоев стала создававшаяся с 1834 г. система работных домов, при которых формировались ежедневные школы для обучения находившихся в них детей основам грамотности и некоторым профессиональным навыкам [1, 18].

В июле 1833 г. парламент непосредственно обратился к проблеме образования народа. Правительство вигов представило в палату общин билль о государственных субсидиях на нужды образования, главным образом на учреждение новых начальных школ [5]. После довольно острой дискуссии, развернувшейся среди сторонников и противников усиления государственных начал в сфере образования, был принят закон, согласно которому двум ведущим просветительским организациям – «Британскому и иностранному школьному обществу» и «Национальному обществу» (основаны соответственно в 1809 г. и 1811 г.) выделялось 20 000 ф. ст. на строительство новых школьных зданий [2, 10].

После первой правительственной субсидии на нужды начальных школ внимание властей к проблеме образования народа заметно повысилось. Об этом свидетельствовало обилие заседаний по данному вопросу в парламенте, а также создание многочисленных комиссий для изучения состояния просвещения в стране. В частности, в 1834 г. была создана подобная парламентская комиссия. Она представила доклад, в котором основное внимание акцентировалось на проблеме учителей. Члены комиссии отметили неудовлетворительную работу системы мониторов (обучение младших учеников старшими) и необходимость подготовки квалифицированных педагогов [6, 26–37]. Одновременно проблема учительских кадров была поднята в парламенте, в связи с чем в 1835 г. был принят акт об организации национального колледжа (выделялось 10 000 ф. ст.) [7, 232].

В сложившейся ситуации стала очевидной необходимость создания специального ведомства народного просвещения. Подобный вопрос был поднят и в целом разработан известным деятелем английского образования Г. Брумом. В 1833 г. этот либеральный политик выдвинул проект, в котором детально обосновал возможность распространения образования по всей стране только посредством специального ведомства. При этом отмечалась недопустимость прямого вмешательства последнего в процесс обучения: государственные структуры должны осуществлять только «общее регулирование этой сферы» [7, 229–232].

В ходе развернувшейся дискуссии (она продолжалась вплоть до 1839 г.) парламентское большинство поддержало идею создания особого ведомства просвещения. В конечном счете в апреле 1839 г. при Тайном совете был создан Комитет по образованию (ведущее место среди его членов занял известный деятель просвещения Дж. Кей-Шаттлворт) [2, 10; 8, 160]. Ведомство не вошло ни в одно из существующих министерств и поэтому с самого начала своей деятельности испытывало большие затруднения [2, 10; 8, 160].

Согласно принятому в январе 1840 г. «Положению о Комитете по образованию» важнейшей его функцией стало распространение выделяемых правительственных субсидий на нужды начальных школ и контролирование их использования. Предусматривалось также введение института инспекции как основного инструмента функционирования комитета. В целом «Положение» 1840 г. свидетельствовало о намерении властей расширить свое влияние на сферу начального образования и вместе с тем сохранить сложившуюся систему, основанную на добровольных началах и доминировании господствующей (англиканской) церкви.

Первыми мерами Комитета по образованию была разработка документов, касавшихся системы инспектирования (главным образом предусматривалось наблюдение за общим ходом учебного процесса и состоянием школьных заведений), а также определение перечня условий, при которых школы могли рассчитывать на государственные субсидии (обращалось внимание на наличие постоянно ассигнуемого земельного участка, обязательный и свободный допуск правительственной инспекции и т. д.) [6, 46–51].

Несмотря на то, что в первые годы своей деятельности Комитет по образованию так и не смог предпринять каких-либо серьезных мер (не была разрешена даже проблема учреждения педагогических колледжей), в 30-е – начале 40-х гг. XIX в. обнаружились заметные сдвиги в формировании государственной политики в области просвещения.


1. Салимова К. У. История трудового обучения в Англии. М., 1967.
2. Флейшнер Л. История народного образования в Англии. Одесса, 1895.
3. Act the Preservation of Health and Moral of Apprentices (June 22, 1802) // The Statutes of the United Kingdom /Ed. by Tomas Tomlins. Vol. 1. L., 1805. P. 418–419.
4. Act to regulate the Labour of Children and young Persons in the Mills of the United Kingdom (August 29, 1833) // The Statutes of the United Kingdom / Ed. by Tomas Tomlins. Vol. 13. L., 1835. P. 523–529.
5. Education // HPD. Ser. 3 rd. Vol. 20. L., 1833. P. 733–736.
6. Education documents England and Wales // Ed. by J.Maclure. L., 1974.
7. National Education // Annuall Register. Vol. 81. L., 1839. P. 217–234.
8. National Education // Annuall Register. Vol. 82. L., 1840. P. 140–172.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика