Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

И. А. Литвиновский

Республика Беларусь, г. Минск

 

Советская внешнеполитическая доктрина 1953–1964 гг. предусматривала активный поиск взаимопонимания, налаживание добрососедских отношений со всеми государствами. Видное место в этом процессе принадлежало развивающимся странам, государствам «третьего мира», это прежде всего освободившиеся от колониальной и других форм зависимости и ставшие на путь самостоятельного развития. Возросший к середине 1950-х гг. экономический потенциал СССР давал возможность руководству страны больше внимания уделять этому направлению советской внешней политики.

С крупнейшей страной «третьего мира», которой являлась Индия, у Советского Союза с середины 50-х гг. начали складываться весьма дружественные отношения. Важным фактором такого сближения стал отказ Индии в сентябре 1954 г. войти в состав блока СЕАТО. А 2 февраля 1955 г. было подписано ставшее существенной вехой в советско-индийских отношениях соглашение о строительстве с помощью СССР крупного металлургического комбината производительностью 1 млн тонн стали в год в городе Бхилаи [2, 349]. В июне этого же года премьер-министр Индии Дж. Неру с государственным визитом посетил Москву, где была достигнута договоренность об укреплении двусторонних связей в экономике, культуре, науке [2, 350].

Новым шагом в развитии связей со странами Азии явилась поездка советских руководителей – лидера партии Н. Хрущева и главы правительства Н. Булганина – в конце 1955 г. в Индию, Бирму и Афганистан [2, 351]. Визит в Москву в 1956 г. президента Индонезии А. Сукарно закрепил положительную динамику в отношениях СССР с этой страной. В том же году были установлены дипломатические отношения и подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве СССР с Камбоджей и Цейлоном [2, 350–351].

Активная внешняя политика Советского Союза в «третьем мире» имела впечатляющие результаты. Значительное число стран, в том числе таких крупных, как Индия, Индонезия, Бирма, Гана, Ирак, заняли общую с ним позицию по ряду важных международных проблем. С помощью Советского Союза в развивающихся странах строились предприятия, имеющие ключевое значение для их дальнейшего индустриального развития: энергетические объекты, ирригационные системы, предприятия машиностроения и т. д. Н. Хрущев ввел в практику оказание значительной военной помощи развивающимся странам. Во время его пребывания у власти и в последующие годы резко возрос экспорт военных материалов из СССР. К 1968 г. он составил около 30 % мирового экспорта оружия [4, 407].

В середине 1950-х гг. Советский Союз оказался вовлеченным в острейший кризис на Ближнем Востоке. В 1952 г. в результате национально-освободительной революции к власти в Египте пришло правительство Г. А. Насера. Оно стремилось проводить самостоятельный внешнеполитический курс, что привело страну к конфронтации с Западом, в первую очередь с Англией и Францией, которым принадлежал проходящий через египетскую территорию Суэцкий канал. Руководство Египта обратилось к Советскому Союзу с просьбой о поставках оружия, и просьба была удовлетворена.

В июле 1956 г., после того как США отказались финансировать строительство Асуанской плотины, центрального объекта программы экономического развития страны, Египет национализировал компанию Суэцкого канала. Этот шаг вызвал резкую ответную реакцию со стороны западных стран. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная израильская армия вторглась в пределы Египта. Днем английская и французская авиация подвергла бомбовому удару египетские города. 5 ноября войска Англии и Франции высадились в египетском порту Порт-Саид и начали оккупацию зоны Суэцкого канала [3, 321–322].

Стремясь положить конец начавшейся войне, Советский Союз оказал сильнейшее давление на агрессоров. 5 ноября советское правительство направило послание главам правительств Англии, Франции и Израиля с решительным требованием прекратить интервенцию. В послании значилось, что СССР готов «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке» [4, 411]. Вооруженную акцию своих союзников осудили и США. Президент Д. Эйзенхауэр принял меры экономического и дипломатического характера с тем, чтобы заставить Англию, Францию и Израиль прекратить интервенцию. Под нажимом СССР и США военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены, а в конце 1956 – начале 1957 г. иностранные войска были выведены с территории Египта [1, 561].

Позиция, занятая СССР во время Суэцкого кризиса, повысила его авторитет в арабском мире. В октябре 1958 г. Советский Союз заключил с Египтом соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве [4, 415]. 23 октября этого же года СССР взял на себя обязательство участвовать в строительстве Асуанской плотины. Египту были предоставлены кредиты для оплаты поставок машин и оборудования. Советские финансовые вливания в египетскую экономику достигали колоссальных размеров – половину затрат правительства Г. Насера на социально-экономическое развитие [1, 502].

Все больше внимания советская внешняя политика уделяла Африканскому континенту. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда получили независимость 17 государств континента [5, 227]. Советский Союз наладил тесные связи с Гвинеей, Ганой, Мали, поддержал борьбу алжирского народа за независимость в 1954–1962 гг., а затем стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики. Правда, неудачей закончилась попытка Советского Союза установить свое влияние в тропической Африке путем налаживания тесных связей с П. Лумумбой – премьер-министром, провозгласившим в 1960 г. независимость Конго (современный Заир). Лумумба был свергнут и злодейски убит.
Все большее значение для развивающихся стран приобретала оказываемая Советским Союзом экономическая, финансовая и техническая помощь. При содействии СССР строилось и проектировалось около 500 промышленных предприятий и других объектов. Около 100 из них было введено в эксплуатацию до 1962 г. В целях экономического развития СССР предоставил развивающимся государствам кредиты, которые к 1963 г. составили около 3 млрд руб. [5, 228–229].

С начала 60-х гг. «третий мир» превратился в арену конфронтации между Востоком и Западом. И СССР, и США стремились превратить его в свой политический и военно-стратегический плацдарм в борьбе друг против друга.


1. История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. М., 1974.
2. История СССР: В 12 т. Т. 11. М., 1980.
3. Международные отношения и внешняя политика СССР. М., 1976.
4. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985). Новое прочтение. М., 1995.
5. Современные международные отношения и внешняя политика СССР. М., 1983.

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика