Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

Е. В. Тарасевич

Республика Беларусь, г. Минск

 

Германия – одна из наиболее открытых для иммиграции индустриально развитых стран Западной Европы. Число иммигрантов здесь в расчете на 100 000 коренных жителей в несколько раз превышает соответствующий показатель для таких традиционно иммигрантских стран, как США, Канада или Австралия. В 2000 г. в Германии насчитывалось 7,3 млн иностранцев [2, 175]. Доля иностранцев в общей численности населения страны составляла 8,9 %. Самой многочисленной этнической группой являются выходцы из Турции (2 млн), за ними следуют граждане республик бывшей Югославии (662 тыс.) и Италии (619 тыс.) [2, 176]. Почти треть иностранцев проживает в Германии двадцать и более лет. Такое положение порождает серьезные проблемы.

В 1990-е гг. германское правительство перешло к разработке и проведению новой иммиграционной политики. В ее основу легли принципы политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы, борьбы с нелегальной иммиграцией и проведение реэмиграции.

Факторами, определившими такую политику, были неблагоприятная демографическая ситуация в стране, отношение коренного немецкого населения к иммигрантам – они должны покинуть страну и вернуться на родину [3, 13].

Одним из условий успешного решения стоящих перед переселенцами задач была необходимость интеграции в германское общество. Она наиболее остро встала после объединения страны. В Германии тот, кто туда приезжал, получал материальную поддержку, о которой и не мечтал, но его свобода ограничивалась невероятным количеством коммерческих и трудовых регламентаций.

В 90-х гг. правительство ФРГ столкнулось с проблемой определения и по возможности упрощения условий предоставления германского гражданства. Сегодня более половины проживающих в Германии иностранцев пребывают в стране свыше десяти лет; здесь родилось две трети иностранных детей и подростков. В правовом отношении у большей части этой группы населения не должны были возникать проблемы в получении германского гражданства. На практике же препятствия возникали все время, так как закон, как правило, предоставлял германское гражданство только после отмены старого. И все же в Германии множественное гражданство давно перестало быть редкостью. В 1993 г., когда в закон об иностранцах были внесены изменения, упрощающие предоставление германского гражданства, 30 тысяч иностранцев (40 % от всех случаев), получив немецкий паспорт, стали гражданами двух государств.

После объединения Германии уменьшилось количество репатриированных этнических немцев. ФРГ начала проводить политику сдерживания репатриации. Для приезжающих устанавливались ограничения. Однако на протяжении 90-х гг. сальдо этнической миграции оставалось положительным, а ее доля в общем сальдо миграций резко возросла. В 1990-е гг. ФРГ ужесточила требования к политическим беженцам. Если раньше мигрант автоматически получал вид на жительство и материальную помощь на все время рассмотрения своего дела, то теперь он сам заранее должен предоставить доказательства политического преследования [1]. Большинство беженцев прибыли из развивающихся стран Азии и Африки, а также из бывшей Югославии.

Результатом дебатов по вопросу законодательного регулирования иммиграционных процессов в период канцлерства Гельмута Коля стало урегулирование ряда важных вопросов, связанных с правом на приобретение германского гражданства. Родившиеся в Германии дети иностранных граждан теперь получали германское гражданство в том случае, если один из родителей в течение восьми лет проживал в Германии и в момент рождения ребенка на законном основании пребывал в стране. По достижении 18-летнего возраста ребенок в течение пяти лет должен был сделать выбор между германским гражданством и гражданством своих родителей. Исключения из этого обязательного правила допустимы только в тех случаях, когда отмена иностранного гражданства невозможна или в этом нет необходимости. Иностранцы получили возможность претендовать на приобретение прав гражданства после восьми лет вместо прежних пятнадцати лет законного пребывания в Германии. При условии, что они в состоянии содержать себя и членов своей семьи, не имеют судимости и достаточно хорошо владеют немецким языком.

После победы на выборах в 1998 г. Г. Шредер, возглавивший сформированное красно-зеленое правительство, выступил с инициативой привлечения в Германию определенных категорий иммигрантов. В продолжение этой инициативы была разработана программа, в соответствии с которой предполагалось, что каждый год 20 тыс. относительно молодых – до сорока пяти лет – и квалифицированных иностранцев будут получать бессрочный вид на жительство и право на работу в ФРГ. Плюс, разумеется, и члены их семей. Вторая категория – новые гастарбайтеры. Было предложено приглашать по 20 тыс. в год людей той специальности и квалификации, которые в данный момент особенно дефицитны в Германии. Эти люди получат только временный вид на жительство и право на работу. Третья категория иммигрантов – молодежь, фактически подростки. Закончив на родине среднюю школу, 10 тыс. юношей и девушек смогут каждый год получать в Германии профессионально-техническое образование, а затем, при желании, устраиваться здесь навсегда [2, 184].

20 июня 2002 г. президентом Германии был подписан новый Закон об иммиграции. Новый правовой акт имеет своей целью регулирование иммиграции и ограничение числа иностранцев, претендующих на германское гражданство. Наибольшие споры вызвали вопросы взаимоотношения иммигрантов и немецкого общества, прав политических беженцев, определения возраста детей иммигрантов, трудоустройства. В итоге возрастной предел был снижен до 12 лет для детей, которые переедут в Германию вслед за своими родителями. Новое иммиграционное законодательство предполагает не только контроль над иммиграционными процессами, но и оказание помощи иммигрантам в трудоустройстве, содействие их интеграции в германское общество путем осуществления общенациональной программы интеграции, организации специальных курсов адаптации и др.

Следует отметить, что Германия проявляет особую заинтересованность в отборе нужных кадров в общем иммиграционном потоке. Это во многом объясняется ее стремлением играть ведущую роль в управлении миграционными процессами в регионе, с одной стороны, с другой стороны – желанием занимать ведущие позиции в области научных технологий.


1. Закон о порядке предоставления убежища. Информация из ФРГ / Ред. Зигрид Ботн. Бонн, 1998.
2. Тростановский Ж. Иностранцы в Германии: исторический парадокс или социально-экономическая реальность // Социология. 2002. № 3. С. 172–185.
3. «Germany for Germans». Xenophobia and Racist Violence in Germany. Human Rights Watch / Helsinki Rep. Was written by M. Fullerton; Prep. For Publ.: A. Kuper, L. Simon. New York, 1995.

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика