Рифаат Камаль ад-Дин
Египет, г. Каир
Египет не только один из древнейших центров мировой цивилизации, но и родина современного исламского фундаментализма и экстремизма. Здесь жили такие видные деятели мусульманского возрождения, как Джамаль ад-Дин аль-Афгани (1839 –1897), Мухаммед Абдо (1849 – 1905), Рашид Реда (1865 – 1935). Их деятельность и их идеи во многом спровоцировали появление на свет классической фундаменталистской организации «Ассоциация братьев-мусульман» («аль-ихван уль-муслимун»), которая стала предтечей многих современных исламистских партий и группировок.
Организация была создана школьным учителем Хасаном аль-Банной в 1928 г. в городе Исмаилийя и имела многочисленные ячейки в различных городах Египта. Преследуя изначально сугубо просветительские цели, уже через 10 лет «братья-мусульмане» заявили о себе как о политической силе. Произошло это в январе 1939 г. в Каире на 5-м съезде Ассоциации, который, таким образом, стал поворотным пунктом в истории организации. Именно тогда шейх Хасан аль-Банна провозгласил цели и задачи организации, а также представил свое видение государственного и общественного устройства. Ассоциация «братьев-мусульман» провозглашалась единственной партией, обладающей монополией как на власть в обществе, так и на истинную интерпретацию ислама.
Доктрина «братьев-мусульман» основывалась на четырех постулатах:
1. Ислам – это уникальный, универсальный общественный порядок, который должен определять все аспекты человеческой жизни.
2. Мусульмане обязаны вернуться к вере благочестивых предков, которая была лишена внешних чуждых влияний, проникших позднее в теологию и философию.
3. Все аспекты жизни должны реисламироваться, поскольку они были деформированы западным влиянием; существующее законодательство необходимо очистить от европейских норм и воссоздать на основе шариата.
4. Конечная цель реисламизации – возрождение единого исламского государства во главе с халифом.
Основная посылка идеологии «братьев» в начальный период их деятельности заключалась в следующем тезисе: «Ислам – это догма и культ; это – родина, нация, религиозная вера и государство, душа и тело, Коран и меч, религия абсолютного единобожия, всеохватного единства вселенной в Боге». И далее: «Аллах – наша цель, пророк – наш вождь, Коран – наша конституция, джихад – наш путь, смерть на пути, предначертанном Аллахом, – наше высшее желание». В Уставе Ассоциации говорилось о необходимости добиваться восстановления руководящей роли ислама «в помыслах и морали» правоверных, бороться с вольнодумством и атеизмом, которые угрожают исламу.
Таким образом, ислам был призван регламентировать все стороны жизнедеятельности общества – от государственного устройства до забот о повышении производительности труда в сельском хозяйстве. Предлагались конкретные варианты структур государственной власти, в частности возрождение института халифа, представительного органа – «Хайя Тамсилийя» и т. д. Определялись основные параметры социально-экономической жизни. Была поставлена задача установления контроля за моралью и поведением граждан, а также изменения графика работы государственных служащих с целью предоставления им возможности отправления религиозных обрядов. Утверждалась необходимость раздельного обучения мальчиков и девочек и запрета книг, которые находятся в противоречии с кораническими установками.
Идеологическая концепция египетских «братьев-мусульман» предполагала также попытку доказать преимущество ислама над ценностями западной цивилизации, принесшей, по их мнению, народам Востока все пороки. При этом заявлялось, что ислам как универсальная система, основанная на Коране, соответствует потребностям жизни всех народов на все времена.
Хасан аль-Банна выступал против какого-либо участия во внутриполитической жизни государства, вплоть до бойкота выборов в национальный парламент. Он полагал, что формы политического участия его сторонников в жизни страны должны быть ограничены, а единственным и самым быстрым способом прихода к власти считал смещение правительства.
С самого начала своего существования Ассоциация выдвинула на первый план задачу агитации и вербовки новых сторонников, а также упрочение своего влияния. Число ее отделений возросло с 15 в 1932 г. до 50 в 1936 г. Эта быстро растущая организация с четко выраженными претензиями на политическое лидерство в государстве почти сразу привлекла внимание египетских властей.
Отличительной особенностью организационной структуры «братьев-мусульман» является ее тайная организация (ат-танзым ас-сирри). Само ее существование свидетельствовало о возможной подготовке к действиям, которые выходят за рамки правового поля. Наличие подобных подразделений придает любой политической партии или неправительственной организации мобильность, ставит в преимущественное положение по сравнению с другими участниками общественной и политической жизни. Однако есть и слабая сторона в таком положении. Во-первых, угроза вооруженных действий против властей настроила против Ассоциации все государственные органы. Во-вторых, наличие секретной организации выводило Ассоциацию за рамки правового поля, ставило ее вне закона.
В период до антимонархической революции 1952 г. «братья-мусульмане» находились в жесткой оппозиции к правившей тогда партии Вафд. В конце 40-х гг. на фоне обострения арабо-израильского конфликта и первой арабо-израильской войны 1948 г. «братья» превратились в одну из самых влиятельных политических организаций страны. Они все настойчивей выступали с идеями создания теократического государства. При этом Ассоциация не ограничивалась только агитацией. Ее боевики осуществили ряд террористических акций против политических лидеров, подозревавшихся в сотрудничестве с англичанами. Именно «братьям» приписывали убийство в феврале 1945 г. премьер-министра Ахмеда Махира, попытку покушения на лидера Вафда Мустафу Наххаса, убийство министра финансов Амина Османа.
Особенно резко обострились отношения между «братьями-мусульманами» и правительством в 1948 г. 8 декабря премьер Нукраши-паша издал указ о роспуске Ассоциации и конфискации ее имущества. В ответ 28 декабря он был убит одним из «братьев-мусульман». Правительство обрушило на Ассоциацию град репрессий. 12 февраля 1949 г. был убит Хасан аль-Банна, и «братья-мусульмане» вынуждены были уйти в подполье. Однако полностью разгромить Ассоциацию египетскому правительству не удалось. Во-первых, «братья» были многочисленны и пустили в Египте довольно глубокие корни. Во-вторых, король Фарук не был заинтересован в ликвидации Ассоциации, а лишь в ее ослаблении, продолжая рассчитывать на использование «братьев-мусульман» против партии Вафд. После свержения монархического режима Ассоциация «братьев-мусульман» вновь активно вышла на политическую арену.
Новейший период в истории исламского движения в Египте связан с именем Сейида Кутба, который по праву может считаться духовным отцом современного исламского экстремизма.