Главная

Факультет

Учебный процесс

Кафедры

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

 

Скачать

Абу Зейд

Палестина, г. Дженин

 

На исходе ХХ в. арабский народ Палестины добился немалых успехов в борьбе за национальную независимость. Именно в это время были заложены основы палестинской государственности, осуществлялся чрезвычайно важный для палестинцев конституционный процесс. На этом пути можно выделить следующие характерные этапы и события. 

1. Конституционные основы Палестинского государства восходят к декларации о независимости, принятой Национальным советом Палестины (НСП) в 1988 г. Декларация предусматривала демократическую конституцию с правительством, ответственным перед парламентом. 

2. В сентябре 1999 г. Центральный совет Организации освобождения Палестины (ЦС ООП) создал нескольких комитетов для реализации проекта палестинского государственного строительства. Конституционный комитет, которому было поручено составить проект конституции, был важнейшим из них. Его возглавил министр планирования и международного сотрудничества доктор Набиль Шаат. Полномочия комитета и состав членов были одобрены Исполнительным советом ООП (ИС ООП).

3. Таким образом, Конституционный комитет приступил к разработке проекта конституции, основываясь на полной и всесторонней консультации с палестинским народом и его представительными и исполнительными органами. Состоялось свыше 200 рабочих семинаров и конференций, посвященных конституционным вопросам, с участием представителей гражданского общества, включая палестинские неправительственные организации, академические круги и религиозных лидеров. 

Первоначальные варианты проекта конституции были опубликованы для обсуждения в местной печати и на сайтах Интернета. На протяжении всего подготовительного периода Комитет регулярно отчитывался о проделанной работе перед высшими органами ООП.

4. В феврале 2001 г. Комитет опубликовал первый официальный проект Конституции, который, таким образом, стал доступен широкой общественности. 

5. Израильская политика «коллективного наказания», ограничения свободы передвижения, а также частичной оккупации палестинских территорий прервали работу Комитета над проектом. Тем не менее 29 мая 2002 г. президент Арафат подписал Основной закон об организации правительственных структур Палестины и приступил к реформированию Палестинской национальной автономии (ПНА). Основной закон вошел в силу после опубликования в официальном органе ПНА – газете «Аль-Вакаи» [1]. 

Основной закон фактически является первой палестинской конституцией. Подпись Ясира Арафата формально узаконила конституцию в качестве юридического обоснования для проведения радикальных реформ инфраструктуры палестинской администрации. Однако для окончательного признания законности этой конституции необходимо будет получить одобрение со стороны членов Законодательного совета, а также палестинского народа. Поэтому Конституционный комитет продолжил свою работу над проектом конституции, опираясь уже на Основной закон.

6. Работа Конституционного комитета вступила в заключительную фазу. Активизировались консультации с ЦС и ИС ООП, Лигой арабских государств и международными экспертами из Ирландии, Великобритании, Франции, Греции и США. Третий по счету проект [2] был представлен на рассмотрение ЦС ООП 9 марта 2003 г. Центральный совет ООП одобрил его и предложил Конституционному комитету продолжить консультативную работу для представления проекта Конституции к следующему заседанию ЦС ООП на окончательное утверждение.

По некоторым данным, правительство Турции также оказало поддержку палестинским властям в их усилиях по созданию конституции государства Палестина, направив в распоряжение Конституционного комитета профессора Стамбульского университета доктора Джукхана Штисая, политолога, специализирующегося на проблемах Ближнего Востока.

Отметим наиболее существенные черты проекта Конституции:
· Ведение системы представительной демократии и политического плюрализма, опирающейся на первенство закона.
· Создание трех независимых ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.
· Наличие поста премьер-министра с четко очерченным кругом обязанностей.
· Четкое размежевание полномочий между президентом, премьер-министром и законодательной властью.
· Создание конституционного механизма для разрешения конфликтных ситуаций между исполнительной и законодательной ветвями власти.
· Наличие своеобразного «билля о правах», предусматривающего равенство перед законом и гарантию фундаментальных гражданских, политических, социальных и экономических прав.
· Провозглашение ислама официальной религией и «уважение», с которым следует относиться к христианству и другим монотеистическим религиям.


1. Аль-Вакаи. 2002, 8 июля (на араб. яз.).
2. Constitution of the State of Palestine. Third Draft, 7 March 2003, revised in March 25, 2003. 36 p. (Архив Министерства иностранных дел, г. Рамалла, Палестина).

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus   ips

bsu ru w

Контакты

220030 г. Минск, ул. Красноармейская, 6
тел. +375 17 209-55-98
факс +375 17 260-55-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

Яндекс.Метрика