Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

Индивидуальное и конвенциональное в исторической ситуации: некоторые аспекты взаимодействия

 

Скачать

В. Н. Сергеев

Республика Беларусь, г. Минск

 

Проблема, затрагиваемая в данной публикации, не изучалась исторической наукой систематически, хотя в том или ином виде фигурировала, в первую очередь при построении разнообразных объяснительных схем истории. Это касается, в частности, поднятых в указанной связи проблем движущих сил истории, роли субъекта в истории и ряда других. Ту же картину можно наблюдать и в случае перехода исследовательской активности от универсального рассмотрения исторической действительности на конкретно-исторический уровень. В любом из указанных случаев сложность постановки вопроса о соотношении и взаимодействии индивидуального и конвенционального в исторической ситуации заключается, по мнению автора, прежде всего в отсутствии в арсенале исторической науки подходящего методологического аппарата, позволяющего идентифицировать проблему и полноценно ее исследовать.

Современная междисциплинарность исторической мысли и всего гуманитарного знания дает, однако, шанс разрешить подобные сложности за счет привлечения методов смежных наук, и прежде всего лингвистики.

Интегрирующей же основой для подобного междисциплинарного взаимодействия способна стать набирающая вес в социально-гуманитарной сфере синергетика.

Решение поставленной задачи предполагает постановку в рамках данной публикации двух ключевых вопросов:
1. Какого рода конвенции содержит в себе любая историческая ситуация, отражаемая в историческом источнике?
2. Какие методологические возможности дает рассмотрение соотношения индивидуальной и конвенциональной составляющих ситуации как взаимодействия сложных иерархических систем?

При ответе на первый вопрос представляется целесообразным отождествить понятия исторической и коммуникативной ситуации. Методологически подобный шаг представляется оправданным, поскольку не противоречит ни одному из образующих свойств исторической науки, а именно теснейшей корреляции исторической действительности, моделируемой исторической наукой, и совокупностью текстовых исторических источников, служащих основой для подобной деятельности.

Согласно одному из определений, под конвенцией понимается «регулярность в действиях (или в действиях и убеждениях), причем включенными в эту регулярность должны быть минимум два человека» [1, 168]. Указанное определение лишний раз подчеркивает коммуникативный характер любого речевого акта, причем независимо от того, контактируют ли адресат и адресант непосредственно. Осуществление речевого акта априори связано с соблюдением целого набора языковых конвенций, которые обусловлены как самим фактом речевой деятельности, так и использованием речи с определенной в конкретной ситуации целью. В последнем случае наблюдается четкая зависимость между языковыми конвенциями и значением, а также иллокутивной силой высказывания (если речевой акт является иллокутивным) [4, 90, 100].

Описанный тип конвенций следует отличать от многочисленных социальных процедурных конвенций, отсылка к которым базируется на стремлении субъекта своим актом высказывания «способствовать ходу (или влиять на ход) данной процедуры одним из имеющихся альтернативных способов» [6, 147].

В рамках исследования исторической ситуации представляется необходимым рассматривать оба типа конвенциональности.

Суть второго из поставленных вопросов заключается в том, обладает ли набор конвенций, пронизывающих историческую ситуацию и бытие автора источника, характеристиками, позволяющими отнести его к числу сложных иерархических систем. К числу последних несомненно относится сфера индивидуального, т. е. вся совокупность интенций личности, ментальность, когнитивные структуры и т. д.

Для автора публикации очевидно, что набор конвенций, фигурирующий в любом речевом акте, в полной мере обладает и структурной, и функциональной сложностью. Это означает, что система конвенций обладает, во-первых, «достаточным числом взаимодействующих субъединиц» [2, 16] (структурная сложность) и, во-вторых, является длительной в плане собственной эволюционной истории [3, 48] (функциональная сложность). Как следствие сложности для указанной системы характерны все соответствующие атрибуты: неравновесность, обратные связи, переходные явления и т. п.

Кроме того, система конвенций с очевидностью является иерархической, т. е. представляет собой «ансамбль взаимодействующих частей, который состоит из последовательности вложенных одна в другую взаимодействующих субъединиц» [2, 9].

В основе взаимодействия индивидуального и конвенционального в исторической ситуации, представляющих собой сложные иерархические системы, лежит, таким образом, игровой принцип. Он заключается во взаимном стимулировании, стремлении смоделировать друг друга, предсказывать поведение и управлять друг другом. Это означает, что к исследованию намеченной в данной публикации проблемы в полной мере применимы элементы т. н. теории игр, являющейся составной частью синергетического подхода.

Исследование исторической действительности в описанной плоскости является во многом новым и достаточно перспективным с точки зрения возможных результатов направлением междисциплинарных исследований.


1. Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность // Философия, логика, язык. М., 1987.
2. Николис Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. М., 1989.
3. Николис Т., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
4. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.
5. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.
6. Стросон П. Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика