С. В. Панов
Республика Беларусь, г. Минск
Содержание образования вообще и исторического образования в частности является одним из факторов общественного прогресса при переходе от индустриальной к постиндустриальной информационной цивилизации. В этих условиях синергетика как наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное, начинает выступать в отношении к педагогике как один из методологических принципов. В современный период формирования в нашей республике общества открытого типа создается соответствующая модель, которая, продолжая развивать основные достижения системы образования в закрытом обществе, приобретает принципиально новые характеристики [1, 316–319]. Наиболее существенные из них:
· ориентация на формирование разносторонне развитой личности с востребованными в информационном обществе свойствами, которая наряду со знаниями, умениями, навыками обладает такими базовыми интеллектуальными качествами, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума [4, 206, 210];
· гуманитарно-ориентированный подход к обучению, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности;
· концентричность конструирования;
· субъективность, незавершенность и открытость, вариативность учебной исторической информации.
Стратегическим ориентиром при осуществлении дидактического конструирования содержания учебного материала становится формирование качеств личности, способной оценивать актуальные проблемы нашей действительности в аспекте познания исторического прошлого и гуманистических ценностей. В четырехкомпонентном составе школьного исторического знания (теоретическом, фактологическом, хронологическом, картографическом) особую актуальность приобретает учет аксиологического подхода к педагогическому отбору содержания исторической науки и его адаптации к возрастным особенностям учащихся общеобразовательной школы. Под историческим знанием в данном случае понимаются результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, законов, правил.
Педагогическая синергетика предопределяет необходимость формирования методологических знаний о способах деятельности и методах познания, а также оценочных знаний о нормах отношения к различным явлениям жизни. При этом учебное знание, представляемое в общеобразовательной школе как информация и способы ее приобретения, в отличие от научного знания, где обозначенные компоненты содержатся в неразделенном виде, служит одним из главных средств познавательной деятельности [2, 28]. Названные виды знаний создают необходимые предпосылки для становления персонального способа ориентации личности в накопленном обществом историческом опыте.
Педагогическая синергетика обусловливает необходимость переориентации ценностно-целевой структуры деятельности по дидактическому конструированию содержания школьного исторического образования. Главной задачей человека в ХХI в. становится познание мира и целенаправленное его изменение. Историческое знание, представляемое в форме учебной информации, становится наряду с природными богатствами, трудом и капиталом интеллектуальным ресурсом общественного развития, который может постоянно накапливаться, а не растрачиваться.
Историческое знание формируется как результат творческого усвоения учебной информации, представляемой в виде «живой» картины исторических событий и философского обобщения исторических фактов, осуществляемого вне идеологического давления и навязывания какой-либо одной точки зрения. Последнее обстоятельство в условиях возникновения после распада СССР ситуация мировоззренческой аномии (неопределенности) актуализирует целесообразность разработки теоретико-методологических и дидактико-методических принципов для обновления содержания исторического образования. Таковыми признаются концептуальность или философичность исторического знания и диалогический характер интерпретации исторических фактов в условиях существования альтернативных точек зрения [3, 31]. Учет названных принципов позволит представить мировоззренческое содержание в учебном материале, а содержанием исторического образования сделать процессы, системы, обладающие внутренней логикой и причинно-следственными зависимостями. Данные принципы позволяют рассматривать содержание исторического образования как средство формирования культуры мышления.
Таким образом, исходными концептуальными принципами дидактического конструирования содержания исторического образования в аспекте педагогической синергетики целесообразно считать следующие:
1) переход от знания центричного характера преподавания истории как «механического» набора запоминаемых фактов к культуросообразному характеру познания истории как процессу социального творчества человека, что способствует социализации личности в условиях формирования информационного общества;
2) методологический плюрализм, позволяющий считать оптимальным вариантом построения содержания истории как учебного предмета сочетание формационного, цивилизационного, культурологического и аксиологического подходов, при которых их суммарное действие в рамках системы исторического образования обеспечивает «кумулятивный» эффект;
3) единство образовательных, воспитательных и развивающих факторов конструирования учебного исторического содержания, предусматривающих формирование базовых интеллектуальных качеств личности, разделяющей ценности общества и ответственной за свои действия перед обществом и государством;
4) научная объективность и открытость при конструировании учебной исторической информации, понимаемая как регулятивная идея, позволяющая с учетом психолого-педагогических факторов представлять исторические процессы и явления в совокупности их положительных и негативных сторон и исключающая политическую конъюнктуру.
Названные концептуальные принципы представлены в открытом для преобразования и дополнения виде и могут быть творчески доработаны в зависимости от конкретных обстоятельств учебно-познавательной деятельности.
1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
2. Миницкий Н. И. Проблемы построения и представления исторического учебного знания (к созданию учебно-методических комплексов по истории) // Гісторыя: праблемы выкладання. 2003. № 6.
3. Серкин А. В. К проблеме интерпретации фактов на уроке истории // Преподавание истории в школе. 2003. № 10.
4. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002.