Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

XXI век: актуальные проблемы исторической науки и образования

Концептуальные принципы дидактического конструирования содержания исторического образования в аспекте педагогической синергетики

 

Скачать

С. В. Панов

Республика Беларусь, г. Минск

 

Содержание образования вообще и исторического образования в частности является одним из факторов общественного прогресса при переходе от индустриальной к постиндустриальной информационной цивилизации. В этих условиях синергетика как наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное, начинает выступать в отношении к педагогике как один из методологических принципов. В современный период формирования в нашей республике общества открытого типа создается соответствующая модель, которая, продолжая развивать основные достижения системы образования в закрытом обществе, приобретает принципиально новые характеристики [1, 316–319]. Наиболее существенные из них:

· ориентация на формирование разносторонне развитой личности с востребованными в информационном обществе свойствами, которая наряду со знаниями, умениями, навыками обладает такими базовыми интеллектуальными качествами, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума [4, 206, 210];

· гуманитарно-ориентированный подход к обучению, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности;

· концентричность конструирования;

· субъективность, незавершенность и открытость, вариативность учебной исторической информации.

Стратегическим ориентиром при осуществлении дидактического конструирования содержания учебного материала становится формирование качеств личности, способной оценивать актуальные проблемы нашей действительности в аспекте познания исторического прошлого и гуманистических ценностей. В четырехкомпонентном составе школьного исторического знания (теоретическом, фактологическом, хронологическом, картографическом) особую актуальность приобретает учет аксиологического подхода к педагогическому отбору содержания исторической науки и его адаптации к возрастным особенностям учащихся общеобразовательной школы. Под историческим знанием в данном случае понимаются результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, законов, правил.

Педагогическая синергетика предопределяет необходимость формирования методологических знаний о способах деятельности и методах познания, а также оценочных знаний о нормах отношения к различным явлениям жизни. При этом учебное знание, представляемое в общеобразовательной школе как информация и способы ее приобретения, в отличие от научного знания, где обозначенные компоненты содержатся в неразделенном виде, служит одним из главных средств познавательной деятельности [2, 28]. Названные виды знаний создают необходимые предпосылки для становления персонального способа ориентации личности в накопленном обществом историческом опыте.
Педагогическая синергетика обусловливает необходимость переориентации ценностно-целевой структуры деятельности по дидактическому конструированию содержания школьного исторического образования. Главной задачей человека в ХХI в. становится познание мира и целенаправленное его изменение. Историческое знание, представляемое в форме учебной информации, становится наряду с природными богатствами, трудом и капиталом интеллектуальным ресурсом общественного развития, который может постоянно накапливаться, а не растрачиваться.

Историческое знание формируется как результат творческого усвоения учебной информации, представляемой в виде «живой» картины исторических событий и философского обобщения исторических фактов, осуществляемого вне идеологического давления и навязывания какой-либо одной точки зрения. Последнее обстоятельство в условиях возникновения после распада СССР ситуация мировоззренческой аномии (неопределенности) актуализирует целесообразность разработки теоретико-методологических и дидактико-методических принципов для обновления содержания исторического образования. Таковыми признаются концептуальность или философичность исторического знания и диалогический характер интерпретации исторических фактов в условиях существования альтернативных точек зрения [3, 31]. Учет названных принципов позволит представить мировоззренческое содержание в учебном материале, а содержанием исторического образования сделать процессы, системы, обладающие внутренней логикой и причинно-следственными зависимостями. Данные принципы позволяют рассматривать содержание исторического образования как средство формирования культуры мышления.

Таким образом, исходными концептуальными принципами дидактического конструирования содержания исторического образования в аспекте педагогической синергетики целесообразно считать следующие:

1) переход от знания центричного характера преподавания истории как «механического» набора запоминаемых фактов к культуросообразному характеру познания истории как процессу социального творчества человека, что способствует социализации личности в условиях формирования информационного общества;

2) методологический плюрализм, позволяющий считать оптимальным вариантом построения содержания истории как учебного предмета сочетание формационного, цивилизационного, культурологического и аксиологического подходов, при которых их суммарное действие в рамках системы исторического образования обеспечивает «кумулятивный» эффект;

3) единство образовательных, воспитательных и развивающих факторов конструирования учебного исторического содержания, предусматривающих формирование базовых интеллектуальных качеств личности, разделяющей ценности общества и ответственной за свои действия перед обществом и государством;

4) научная объективность и открытость при конструировании учебной исторической информации, понимаемая как регулятивная идея, позволяющая с учетом психолого-педагогических факторов представлять исторические процессы и явления в совокупности их положительных и негативных сторон и исключающая политическую конъюнктуру.

Названные концептуальные принципы представлены в открытом для преобразования и дополнения виде и могут быть творчески доработаны в зависимости от конкретных обстоятельств учебно-познавательной деятельности.


1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
2. Миницкий Н. И. Проблемы построения и представления исторического учебного знания (к созданию учебно-методических комплексов по истории) // Гісторыя: праблемы выкладання. 2003. № 6.
3. Серкин А. В. К проблеме интерпретации фактов на уроке истории // Преподавание истории в школе. 2003. № 10.
4. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002.

 

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220036, г. Минск, ул. Красноармейская, д. 6
тел. +375 17 259-72-23
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика