Главная

Факультет

Идеологическая и воспитательная работа

Учебный процесс

Студентам

Наука

Абитуриенту

О журнале

О журнале

Презентация журнала 

Что значит быть учёным? На этот вопрос ответить легко и сложно одновременно, наверное, как и описать, что значит быть творцом, или рассказать, что такое талант. Нет, слова, вроде бы, всем известные, но попытайтесь дать им исчерпывающее определение – можно перечислять различные атрибуты, но каждый раз это будут лишь частные случаи, а главное – лишь внешние проявления, не затрагивающие суть.

В мире много наук и, соответственно, учёные существуют разные. Сразу приходит на ум великое и, кажется, непреодолимое разделение на естественников и гуманитариев; причём сегодня человек может заниматься гуманитарными науками, но оперировать больше числами и аксиомами, чем относительностями: в таком случае он естественник несмотря ни на что – великое разделение сохраняется. Однако мы из всего многообразия выберем историю. Почему именно её? Ну, так получилось…

Собственно, свести предыдущие размышления можно к сомнению: когда человек больше историк? Когда собирает материал и потом в тишине и спокойствии изливает свои мысли на бумагу, или когда на обсуждении отстаивает эти мысли, отстаивает своё мнение перед не приемлющей это мнение аудиторией? Когда аккуратно щёточкой, очищая песок, извлекает на свет божий древние расписные черепки, а потом, сравнивая панорамный вид раскопанного города с какой-нибудь горы с картой находок, пытается определить, где в этом городе был храм, где скотобойня, или когда сидя в уютном кресле и разбираясь в давно уже опубликованной поэме пытается по нескольким десяткам дошедших до нас строк представить себе целую эпоху? Конечно, настоящий историк всегда историк, даже когда едет в битком набитом общественном транспорте, потому что занятие наукой по-особому формирует личность. Но главное то, что настоящий специалист должен быть хорош во всех таких и им подобных проявлениях, это и делает его учёным… Наука, пожалуй, есть комплекс познания своего материала наедине и коллективной работы с этим же самым материалом, в сочетании с внутренним перерождением, самосовершенствованием.

Всё вышесказанное, само собой разумеется, является частным мнением автора, которое не претендует на объективность, но которое он как настоящий историк готов отстаивать. Исходя из этого мнения, занятие историей предполагает и индивидуальный анализ (как принято выражаться, кабинетную работу), и коллективные попытки дополнить индивидуальную работу, убрать незамеченные ранее пробелы.

* * *

А теперь о менее абстрактном, но не менее существенном. Находящийся перед вами журнал создан людьми, которые пытаются идти по пути к обрисованному выше идеалу. Студенческое общество «Scriptorium» объединяет тех, кто действительно увлечён историей Древнего мира и Средневековья, потому каждый здесь с рвением корпеет над своим материалом, а на общих заседаниях выработанная индивидуально позиция корректируется, причём порой очень сильно; такие обсуждения длятся обычно много дольше самого доклада и нередко направляют работу совсем в другое русло.

Полезность метода давно выявлена на практике, и многие нынешние преподаватели сами в студенчестве участвовали в подобном объединении. Нынешний вариант общества, возродивший идею после периода забвения, существует уже третий год. В теории «Scriptorium» создан для всех: историков и со щёточкой в песке, и в домашнем уютном кресле, и даже не только для историков, но также для людей со смежных дисциплин, могущих внести вклад в изучение вышеупомянутых периодов и просто людей, интересующихся глубоким прошлым человеческой цивилизации. Правда, в действительности на сегодняшний день наблюдается значительный перевес в сторону историка в кресле (вместо которого может быть студенческая скамья, библиотечный стул, парковая скамейка, сиденье в электричке и т. д. – форма не меняет содержания). Поэтому за время работы накоплено много материалов именно в текстовом виде, которые могут быть очень даже полезны другим людям, идущим по той же стезе.

Наука, безусловно, есть акт не только познания, но и творения, творения новых идей. Но наука при этом принципиально отличается от творчества. Второе подобно прыжку. Каждый прыгает самостоятельно, практически с нуля. Сколько народу не прыгало до него, он всё равно может максимум понаблюдать и попытаться учесть их ошибки… Первое же ближе к строительству. Каждый добавляет к единому сооружению свой камень, отдельные гении — большой, остальные – много меньший, но все они ложатся на предыдущие, оказываясь, таким образом, всё выше и выше. Опереться в науке на чужие наработки никогда не вредно. Мы в этом издании хотим поделиться и готовыми докладами, и предшествующими им материалами: переводами источников, сводными таблицами и т. п.

Мы не специалисты, мы только учимся, но нам кажется, что помещённое здесь окажется полезным для тех, кто, как и мы, пытается постичь те далёкие от нас и во времени и в пространстве события.

 

Авторский коллектив

 

president      miedu    pravo     bsu     universitet     banner gun rus

br   brsmmgi   mr   fpb   szh   GK

105konst   

Контакты

220037, г. Минск, ул. Менделеева, д. 36
тел. +375 17 360-09-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. План проезда

График работы:
понедельник–пятница 8.20–20.30
суббота 08.20–14.30

Яндекс.Метрика