Основоположник(и) научного сообщества — Кохановский Александр Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор
Год создания научного сообщества — 1999
Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научного сообщества — Научные исследования школы направлены на изучение трансформационных процессов и социальных изменений в белорусском обществе в конце XVIII – XX вв.: эволюции сословно-корпоративной структуры населения, демографических процессов, территориальной и социальной мобильности населения в конце XVIII – XX вв., что соответствует приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование, туризм, управление социальными процессами);
Руководитель(и) научного сообщества — Кохановский Александр Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор
Краткая историческая справка с момента становления научного сообщества
Формирование научного сообщества проходило в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Основу функционирования научного сообщества заложил профессор, доктор исторических наук А.Г. Кохановский, который из своих учеников, а также сотрудников кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени исторического факультета БГУ объединил группу исследователей по изучению социально-экономических и общественно-политических процессов на территории Беларуси в конце XVIII – начале XX в. Исследователи школы, используя теорию модернизации, междисциплинарный подход и др., активно проводят исследования направленные на изучение вопросов социальной, экономической и этнокультурной истории Беларуси XIX – XX вв., а также других актуальных вопросов истории Беларуси нового и новейшего времени. За время функционирования научного сообщества его членами и аспирантами подготовлено более 1000 публикаций, 5 авторских монографий и более 10 коллективных научных трудов. Представители сообщества активно занимаются как исследовательской деятельностью, так и подготовкой педагогических и научных кадров, активно выступают в средствах массовой информации, проводят экспертную деятельность. Налажена эффективная связь с институтом истории НАН Беларуси. По мере подготовки членами школы и её руководителем специалистов высшей квалификации, количество членов сообщества выросло с руководителя и нескольких аспирантов в 2002 г., до 2 докторов наук и 10 кандидатов наук, более 20 аспирантов и нескольких докторантов в 2021 г.
Важнейшие достижения с момента становления научного сообщества
Научное сообщество «Научная школа социальной истории Беларуси нового и новейшего времени» является уникальным по своей научно-педагогической направленности научным объединением исследователей, которые фокусируют своё исследовательское внимание на изучении процессов социальных трансформаций и модернизации белорусского общества в конце XVIII – XX вв. Члены школы регулярно участвуют в реализации НИР в рамках ГПНИ и по грантам БРФФИ, в подготовке монографий, экспертной работе. Членами школы изучен целый ряд ранее неисследованных вопросов истории Беларуси: особенности и характер модернизационных процессов в Беларуси в XIX – начале XX в., социальные трансформации и процессы разбора и инкорпорации мелкой шляхты Беларуси в сословно-корпоративную структуру Российской империи, особенности и характер социальной политики Российской империи в Беларуси, деятельность белорусов на Кавказе, деятельность религиозных организаций на территории Беларуси, социальное положение отдельных групп населения Беларуси (рабочие, крестьяне), а также национально-государственные процессы и формирование белорусской государственности в XX в. Подготовлены и издан ряд учебных пособий по истории Беларуси и религиоведению. Члены школы также выполняют объемную аналитическую работу по поручению органов государственной власти и управления, по руководству научными темами, руководству аспирантами, экспертную работу. Члены школы проводят также значительную научно-просветительскую работу в средствах массовой информации, активно ведётся работа по привлечению к научной деятельности студентов и магистрантов.